|
Алима Унгарбаева Одним из организаторов уже ныне знаменитого фестиваля классической музыки и конкурса юных пианистов Astana Piano Passion является прославленный пианист Денис Мацуев. Музыкант уже сейчас делится главными победами в Казахстане, в частности, в столице, Астане, где родились новые звезды классической музыки
- Когда мы задумывали Astana Piano Passion, то решили, что это будет конкурс-фестиваль и здесь есть возможность заявить о себе во весь голос и на конкурсе, и во время всего фестиваля. Потому что тому, кто занял первое место, уже нет смысла снова приезжать сюда, а если ты получил 2-е, 3-е, 4-е место, то можешь снова вернуться. Санжарали Копбаев в первом конкурсе занял второе место, в прошлом конкурсе он победил, и в этот раз он будет играть в “Астана Опера” концерт Грига, а совсем недавно сорвал бурю аплодисментов на моем концерте в Воронеже. Он просто любимец публики, и в Большом зале в Москве на юбилее нашего фонда “Новые имена” он сыграл Шопена так, что зал его очень долго не отпускал. Это говорит о том, что казахская фортепианная школа растет, продолжает развиваться, и этот конкурс послужил импульсом и тонусом для молодого поколения. Благодаря этому конкурсу количество поступающих в музыкальную школу в разы увеличилось, и это наше самое главное достижение. Астана заявила о себе во весь голос, на весь мир.
- Кого выбирают педагоги между талантливым музыкантом и трудолюбивым? - Мы не говорим о потоке, каждый талант нужно рассматривать в индивидуальном порядке, это особенные дети.
- О талантливых людях говорят, что они недисциплинированные, балованные, капризные... - Ничего подобного! По-настоящему талантливый человек очень прост в общении, это уже доказано. Это не значит, что он должен быть отрешенным от мира, это абсолютно не правда, они очень простые, если мы говорим о талантливых детях. Но как только они выходят на сцену, происходят какая-та магия, волшебство, они моментально превращаются в чудо-детей. В свои восемь лет они не могут точно понимать, о чем произведения, и играют по наитию, но очень гениально. Современное поколение отличается от нашего, они прекрасно знают, что им нужно - прочитать книгу, поиграть на инструменте, сходить в театр, кино, позаниматься спортом в конце концов. Сейчас темп и ритм безусловно изменились, и новое поколение это знает. И я вижу, что новая сильная команда родилась здесь, в Астане. Каждый год сюда приезжают удивительные дети, для которых Астана, я в этом глубоко убежден, послужит началом их творческого пути, потому что их творческая и конкурсная жизнь началась в Астане. - Мне кажется, у Вас такая сложная задача - прививать людям хороший вкус. В наше время люди очень любят слушать ужасную, на мой взгляд, музыку. Что Вы об этом думаете? - Классическая музыка никогда не станет массовой, это нереально, с этим невозможно бороться! - Почему? - Так повелось, что в это вкладываются огромные деньги, и поп-культура существовала всегда, хотя классическая музыка и может собирать стадионы. Есть знаменитые музыканты, которые могут это сделать, в том числе и ваш покорный слуга, и я неоднократно это делал. Хотя, безусловно, количество слушателей отличается. Но и у классической музыки есть миллионы слушателей, которые обожают такую музыку, и это как нельзя кстати в наше неспокойное время. Вообще, я считаю, что классическая музыка сейчас является таким терапевтическим эффектом для публики. Классическая музыка - это не развлечения. Поэтому всем, кто выступает, я говорю: “Абстрагируетесь от жюри, играйте для публики, потому что вся ваша жизнь, если вы ее свяжете с музыкой, будет для ваших слушателей. Не играть на публику, а играть для публики!” Каждый человек, мое глубочайшее убеждение, который выходит на сцену, является проводником между слушателем и композитором, который сочинил это произведение 100-200 лет назад через твою интерпретацию, через твое состояние приходит к публике, которая пришла к тебе в зал. И здесь в Астане родились за эти два года минимум десять гениальных музыкантов - это наше главное достижение! - Как Вы проводите время в Астане? - У нас такая удивительная атмосфера внутри конкурса, потому что мы все общаемся друг с другом, мы большие друзья. Я фанат бешбармака, поэтому всегда с удовольствием посещаю ваши рестораны, люблю казахскую кухню и с большим пиететом отношусь к казахским инструментам. - Кроме Казахстана, в какой стране так любят классическую музыку? - В первую очередь, это Япония. Безусловно, в этой стране минимум 60 концертных залов по всей стране. В каждом зале фантастическая акустика, и каждый зал - это уникальное сооружение, там переполненные залы, публика, знающая эту музыку от и до. Знают, где заканчивается произведение, где хлопать нельзя, где нужно отключить мобильные телефоны, там даже нет напоминаний - это уже в крови, это уже воспитание, и Казахстан в этом плане на правильном пути. “Астана Опера” - беспрецедентный театр по масштабам, по красоте, по акустике, по творческой “начинке”, которая развивается с каждым годом. Не каждый, кто учится в музыкальной школе, станет выдающимся музыкантом, но у ребенка, который играет на музыкальном инструменте, развивается другое полушарие, и это очень важно для его образования и просвещения, это никогда не идет во вред - только для его духовного обогащения. - Что Вы сейчас читаете? - Когда летел в Астану, читал Чехова. Эта книга для меня - лекарство от всех стрессов, от безумного темпа моей жизни. Я каждый день всегда куда-то перелетаю, и чеховские рассказы, мир его книг отправляют меня в другое время. |