|
Юлия Романова
Современный творец из Японии Тацу Ниши (Tatzu Nishi) станет хедлайнером шестого Фестиваля современного искусства ARTBAT FEST. Художник, знаменитый своим креативным строительством вокруг памятников и городских объектов, уже ищет место в Алматы, которое на время перевоплотится в комнату посреди города
Все верно: творческая деятельность Тацу заключается в возрождении интереса горожан к собственным достопримечательностям, которые по каким-либо причинам остались в тени. Художник выбирает забытые памятники и помещает их в комнатный интерьер. Порой эти комнаты превращаются в полноценные гостиницы, где человек-зритель даже может провести ночь наедине с каменной статуей. Среди выдающихся работ Ниши: “Открытие Колумба” - проект жилой комнаты, сооруженной вокруг статуи Христофора Колумба на Манхеттене; “Отель Наканосима” - превращенная в гостиничный номер общественная уборная в Осаке. Живой интерес публики вызвала инсталляция “Отель Мерлион” - гостиничный номер вокруг статуи “Морской лев” в Сингапуре и многие другие. К радости творческой интеллигенции мегаполиса, совсем скоро Алматы сравняется с такой мировой столицей, как Нью-Йорк, и городами Ливерпуль, Сингапур, Базель и Санк-Петербург, приняв работу японского мастера на своей территории. Перед началом строительства Тацу Ниши ответил на вопросы о творчестве, самовыражении и поделился своей не совсем обычной мечтой.
- Когда и почему Вы начали строить временные жилые помещения вокруг городских памятников?
- Я занимаюсь этим на протяжении последних 17 лет: создаю произведения прямо на улице, работаю с открытыми пространствами. Будучи студентом творческой специальности, поначалу я, как и все, выставлял свои работы внутри, в каких-нибудь музеях. Но на эти выставки почти никто не приходил, они не пользовались популярностью. И тогда я понял, что современным людям не то чтобы не интересно искусство, им просто некогда ходить по музеям. Тогда стало ясно, что надо вынести искусство на улицу. Вот так просто: заинтересовать тех, кто просто вышел прогуляться из офиса в ближайший парк и увидел бы что-то необычное. Четыре года я изучал азы искусства в Японии, а после уехал совершенствовать знания в Германию, где пробыл в статусе студента в творческом поиске еще несколько лет. Таким образом, я изучил восточное и европейское направления, смог работать в этом пространстве. Я встраиваю реальный памятник в выбранный интерьер, который, как мне кажется, характерен для какого-то конкретного общества. Таким образом, взглянуть на него получается иначе.
- Ваши импровизированные комнаты, номера гостиниц, библиотечные залы красовались по всему миру. Что привело Вас в Казахстан?
- Меня пригласили принять участие в Фестивале современного искусства и я с радостью согласился. Вообще, в Казахстане, в Алматы, я впервые. До этого мне лишь удавалось проезжать где-то по соседству, когда я выставлялся в Красноярске и Санкт-Петербурге пару лет назад. Здесь для меня много необычного и непривычного, оттого работать в городе будет еще интереснее. У меня пока нет определенной идеи, где и что я буду строить. В Алматы я всего пару дней, поэтому пока только присматриваюсь. Но признаюсь: я видел на Площади Республики монумент Независимости - этот Золотой человек очень меня зацепил. Я бы с интересом построил что-нибудь вокруг него, но пока разрешения на это не получено, и я не буду зарекаться заранее.
- Тацу, но ведь ко многим памятникам, в том числе в Казахстане как в постсоветской стране очень трепетное отношение! Любое вмешательство извне сродни вандализму. Сталкивались ли Вы с непониманием своего творчества на этой почве?
- Бывало. Три года назад в Нью-Йорке на Манхэттене я работал со статуей Колумба. Это была моя первая работа в Америке, и, конечно, я ждал ответной реакции жителей на свои действия. Там я столкнулся с недовольством коренных жителей, так сказать, “нэйтив американцев” - индейцев, которыми Колумб расценивается как завоеватель и вызывает не самые положительные эмоции. При этом не было акций протеста или чего-то в этом духе: просто небольшая группа людей выразила свое недовольство. Но это не остановило меня в моем желании творить, потому что, перевоплощая статуи, я никогда не намекаю на политические или религиозные вещи. Не погружаюсь вглубь истории, не настраиваю никого за или против. Критику воспринимаю спокойно, поскольку уверен в чистоте своего замысла. Как автор, я просто создаю искусство и делюсь им с миром.
- Известно, что в построенных Вами комнатах можно какое-то время жить. Люди неоднократно ночевали в арт-инсталляциях “гостиница”, “библиотека” и т.д. Каковы ощущения после ночи в музее посреди шумного мегаполиса?
- Видимо, не самые плохие! В частности, те работы, что имитировали отели, были снабжены листами бумаги для отзывов и предложений посетителей. Перечитывая то, что написали посетители, я видел, что в основном люди благоприятно воспринимали такой необычных подход к созданию интерьера, они оставались довольны. В Сингапуре я создал номер отеля, где было сделано предложение о свадьбе! А значит, мои работы несут радость.
- Так от чего зависит, какое пространство будет создано вокруг памятника? Важен ли Вам его исторический, культурный контекст?
- Я просто хожу по городу, смотрю на монументы и думаю: хотел бы я здесь остановиться? Если внутренний ответ “да” - я строю комнату отеля. Доверяя своим личным убеждениям, обычно я выясняю исторический или культурный контекст места уже во время строительства декораций.
- Тацу, по жизни Вы только архитектор или увлекаетесь другим творчеством?
- Почему же? Еще я рисую и обожаю фотографию!
- В чем Ваша миссия как творца?
- Я рад видеть, как к давно забытому объекту - статуе, фонтану, монументу - возвращается былой интерес. Это главное, ради чего я творю. Я за то, чтобы искусство шло мимо политики, художники не должны сражаться за что-либо с политической точки зрения. Да, в Японии популярна тема противостояния ядерному оружию и войне. Да, она важна для всех людей, но я не хочу акцентировать ее снова и снова в своих произведениях.
- В Алматы помимо известных памятников полно старых, заброшенных монументов. Нет желания возродить их?
- Мне не важна популярность места. Монумент Независимости зацепил меня не своим величием, а удобным местом и большим пространством вокруг. Поэтому я обязательно пригляжусь еще. Сразу внесу интригу: я не всегда работаю с одними только статуями, так что я еще обязательно вас удивлю. Может, я обращу внимание на простые уличные фонари, как знать?
- Есть ли у Вас недостижимые объекты мечты, к работе с которыми пока нет доступа?
- Я не думал о преображении Эйфелевой башни, но все-таки мечта у меня в самом деле есть. Дело в том, что мой любимый художник - это Ван Гог. И я бы хотел построить комнату-инсталляцию рядом с его могилой. Думаю, это была бы спальня, где бы я сам запросто ночевал. Идея проработана в голове, и если бы это было возможно... Лежать рядом с великим человеком - это вдохновляет!
- А кто помогает Вам разрабатывать интерьер помещений, которые Вы строите, ведь у Вас нет образования дизайнера?
- Я все делаю сам. Несмотря на то, что у меня в университете была другая специальность, к дизайну у меня имеется живой интерес. Например, сейчас я изучаю специфику казахского оформления жилья. Пока я видел только виды торговых центров и метро, где меня поразило огромное наличие золотых элементов. Вы, правда, так любите роскошь и драгоценности?
- Вы эдакий творец-одиночка: все делаете сам. Не одиноко? Быть может, время найти своих последователей?
- У меня нет последователей, я в самом деле один - первопроходец в подобном современном жанре. Я часто выступаю с лекциями перед студентами творческих профессий, отвечаю на вопросы и показываю фотографии своих работ. Люди из Америки и Европы просили стать их учителем, наставником в этом виде искусства, но я всегда отказываюсь. Почему? Не из собственной вредности, а потому что я творю, опираясь на собственное восприятие. Научить чувствовать и видеть так, как можешь только ты сам - это невозможно. |