|
Юлия Романова
Вряд ли среди читателей найдется человек, который хотя бы однажды не слышал о музыкальной группе “Ленинград” и ее харизматичном лидере Сергее Шнурове, больше известном в тусовке под прозвищем Шнур. Откровенные видеоклипы, далеко не прилежное поведение на концертах и полный отрыв от цензуры в песенном творчестве - группа “Ленинград” знает, как раз и навсегда произвести впечатление. О том, как сильно разнится дерзкий образ Шнурова в жизни и на сцене и в чем носитель великого и могучего видит свое предназначение, российский музыкант рассказал в беседе с корреспондентом “НП”
- Сергей, добро пожаловать в Алматы. Вы не в первый раз у нас в городе - уже успели осмотреться?
- Нет. Я жутко не выспался, и не до этого было. Планирую однажды проснуться у вас пораньше и посмотреть достопримечательности. А так, очень давно был на Медео, но все, что помню - это жуткие впечатления из-за перемены высоты и перепоя. Причем все говорили, что надо подниматься еще выше, но в то время мне было не до этого
(смеется).
- Порой приходится путаться в названиях: Вы и группа “Ленинград”, а еще, помнится, Ваш проект “Рубль”. Так как правильно вас называть и какие у вас дальнейшие планы по развитию группы?
- “Ленинград” - это мультижанровый коллектив. “Рубль” был направленным проектом, который лично для меня решил задачу опровержения бытового мифа о том, что сермяжный рок невозможен на русском языке. Я этот миф разрушил. А других задач у группы “Рубль” и не было! Находиться в одних жанровых рамках мне тяжело, работать в одном стиле - скучно. Мне нелегко отождествлять себя с какой-то нишевой культурой, будь то панк или рок. Этого мало, в этом скучно.
- Вас часто сопровождают прекрасные, но весьма эпатажные женщины. Они сегодня с Вами?
- Почему же эпатажные? Нормальные такие девушки. Сейчас с нами поет одна блондинка. А вообще, да, рядом всегда были разные женщины, их голоса вы можете слышать на наших пластинках. Через группу “Ленинград” вообще прошло много женщин. Например, все помнят Юлю Коган. Но мы расстались: группа дала ей путевку в жизнь, и на этом наши отношения закончились. Сейчас с нами успешно выступает вокалистка Алиса Вокс-Бустрикова, и нам этого достаточно.
- С какой композиции начнется концерт в Алматы, чтобы разогреть публику?
- С полгода назад я решил, что вполне себе заявочной композицией в нашем творчестве является песня “WWW”. Мы не делаем хитрое лицо и стартуем с этой песни. Людям нравится.
- В преддверии Вашего концерта в Алматы, наши музыканты устроили у памятника Жамбылу Жабаеву струнный флешмоб “Наш ответ Ленинграду”, где инструменталисты благодарили Вас за уважительное отношение к знаменитому казахскому акыну. Скажите, а в других городах Вас удивляют подобным образом?
- Видел эту акцию, забавная. Мне было очень приятно! Не помню, чтобы что-то подобное где-либо проскакивало ранее.
- Кто Ваш любимый поэт или писатель из мира классики?
- Их много! В основном это наши русские, ленинградские поэты или, например, Чуковский - очень мощная фигура в мире литературы. Мне близки мои земляки.
- Сергей, знаете, что Вы популярны среди женщин?! Раскройте секрет успеха!
- В широком понимании успех создает щедрость. Скупой мужчина - это совсем не мужественно. И я не имею в виду материальные категории. Речь идет о поступках, когда в пограничных ситуациях, и не только, мужчина способен отдать женщине всего себя. И это складывает нужное ощущение.
- Вы производите впечатление интеллигентного начитанного человека. А какое у Вас образование помимо музыкального?
- Как такового у меня образования нет. Есть одно-единственное и называется оно “Реставратор произведений из дерева 4-го разряда”.
- Скажите честно, в жизни Вы такой же, как на сцене? Как много нецензурной речи использует Сергей Шнуров вне шоу-бизнеса?
- Все зависит от контекста и ситуации. Порой на репетициях я матерюсь сильней, чем в песнях! Мат сокращает скорость отдачи команды, это объективно. Если бы я говорил “...попробуй сыграть это более эмоционально” - это долго. А тут я выдаю емкий матерный глагол на букву “Х”, и всем все понятно!
- Но ведь у Вас есть дети! Какой пример Вы подаете им?
- В воспитании стараюсь не придерживаться идеологий - это неполезно. Детям я пытаюсь объяснить одно: на любое явление и событие можно посмотреть с разных точек зрения, и никогда не нужно давать категоричных оценок.
- А Вы сами в детстве использовали нецензурную лексику?
- Помню, как в 3-м классе мы с моим дружком шли по улице и глубокомысленно друг другу говорили: “Что-то мы с тобой стали слишком много материться”. Это было смешно. И хоть с тех пор я стараюсь ругаться поменьше, как видите, это не всегда выходит.
- Если на Вашем концерте присутствуют ну совсем юные слушатели, будете сквернословить меньше?
- Организовывая выступление, мы знаем, где оно пройдет и какую публику там ожидать. Мы не выступаем на днях города, мы едем на платный концерт, куда придут определенные люди, готовые услышать и увидеть группу “Ленинград” такой, какая она есть. Я не говорю, что в Алматы мы приехали с какой-то совершенно замечательной программой, мол, будем играть детские песни... Нет! Это та самая группа “Ленинград” - мерзкие, отвратительные товарищи, которые за мат под музыку хотят денег. Но зритель все равно приходит, потому что это его выбор.
- Но, несмотря на всю неприглядную характеристику, которую Вы себе даете, публика любит группу “Ленинград”...
- Да. Потому что мы несем определенный энергетический посыл. Наши песни - это сублимированная энергия. Не нужно нас популяризировать, мы сами по себе. Потому мы особо не зависим от ротаций по радио и на ТВ. Кто захочет нас слушать - найдет способ.
- В сети гуляют видеоролики, где Вы даете такие красноречивые интервью, что сами журналисты краснеют от неожиданности. Ломаем головы: это была постановка?
- Почему же? Все по-настоящему. Просто в те времена я пил каждый день, здоровье позволяло, да... прекрасные воспоминания. Сейчас понимаю, что создавшаяся вокруг группы “Ленинград” шумиха в ту пору застала участников команды в состоянии с не особо богатыми внутренними ресурсами. Посему, чтобы пережить натиск со стороны, с нами активно гастролировал алкогольный “зеленый змий”. Порой он вылезал и кусал журналистов.
- За годы существования группы ее состав постоянно расширяется. Вам, как лидеру коллектива, не тяжело руководить музыкантами?
- С этим проблем нет, в группе царит авторитарная система! Условия диктую я, с ними все соглашаются. А те, кто возмущается, с нами уже не работают.
- Вы творческий человек и помимо музыки занимаетесь художественным искусством. Что нарисовали в последний раз?
- Я так забегался, что на картины просто нет сил и времени. Я, конечно, обманываю себя, оправдываясь нехваткой ресурсов, но, думается, это стандартная лень. Так что за кисть я пока не берусь. В голове выдумываю что-то, но это остается только в мыслях.
- Сергей, если бы Вы не стали рок-звездой, то кем?
- Всегда отвечаю на этот вопрос так: кем угодно, лишь бы не работать.
- Чувствуете, что с годами становитесь мудрее? Нет желания перестать эпатировать публику и стать спокойнее?
- Знаете, я нахожусь в рамках русской традиции. Можно сказать, что я тот самый скоморох и юродивый, как из сказок. И меня это не обижает. Да, видимо, я последний скоморох на нашей сцене.
- Ну и вопрос про алкоголь, о котором Вы часто упоминаете в текстах: каков Ваш рекорд в литрах?
- Я не спортсмен. Не веду дневников по выпитому! Даже во времена лихой юности не запоминал ни сексуальных, ни алкогольных этапов. Это ни к чему.
- Как Вы относитесь к благотворительности? Группа “Ленинград” ведет социально активную деятельность?
- У меня к этому сложное отношение. Если назрела необходимость помочь, я не собираю фонды и не организовываю выступления, не пишу на афишах о благотворительной составляющей. Просто беру и даю деньги. Не надо кричать об этом, думаю, это нахально.
- Как Вы думаете, творчество группы “Ленинград” за столько лет оставило свой отпечаток в современной культуре?
- Сложно сказать. Недавно смотрел видео, как американских резидентов, отправляющихся в Россию, учат специфическим диалектическим оборотам по песням группы “Ленинград”. Это занятно...
- Группа “Ленинград” и знаменитый матерщинник Шнур - это устоявшийся образ не первый год. Но время идет, как Вы характеризуете себя сейчас?
- Сейчас я стал старше. Не выхожу на сцену пьяным, потому что темп композиций ускорился, а я подшофе не успеваю за текстом и чувствую себя зажеванной пленкой. Вот, отныне нахожу в трезвости свою прелесть. В остальном мало что поменялось. Сцены я никогда не боялся. Ну и еще растем: бывает, послушаю классическую музыку и думаю: какой ерундой я занимаюсь! Тем самым подтягиваем свой культурный и общий уровень выше. А в целом, знаете, я не стремлюсь к совершенствованию. Просто стараюсь делать то, что способно меня радовать. И пока это получается!
На следующий день после пресс-конференции с журналистами Сергей Шнуров с командой музыкантов отправился зажигать на популярную среди алматинцев зону отдыха Tortugе. Сочный живой звук, потрясающая харизма Шнурова и его обворожительной вокалистки Алисы, а также интерактивное общение с публикой подарили выступлению море позитивной энергетики и самые теплые отзывы от благодарных слушателей. Шоу-программа “Это праздник какой-то” от группы “Ленинград” порадовала хитами и новыми композициями, а довольные меломаны с удовольствием подпевали музыкантам и заявляли словами одноименной песни, что после такого музыкального отрыва у всех все точно будет “супергуд”.
Фото Евгения Овчинникова |