|
Юлия Романова
Звучать и мыслить по-другому
Засилье голимой попсы, так называемого “музыкального фаст-фуда” в эфирах радиостанций и на экранах развлекательных каналов приводит в уныние даже самых оптимистично настроенных меломанов страны. К радости последних, в поисках свежего звучания и независимого творчества все еще можно отыскать команды, исполняющие свою музыку так, как считают нужным только они, обходя стороной веяние моды и советы бывалых продюсеров. О том, что побуждает слушателя трудиться душой и как “нашаманить” блюз с этновкраплениями корреспонденту “НП” рассказал лидер и основатель проекта SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН Иван Беседин
- Когда и с чего начался проект SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН?
- Проекту SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН (называется он именно так: мы очень любим прекрасную русскую букву “е”) в этом году исполнится 11 лет. 11 лет назад я понял, какую музыку хочу играть - так появилась группа. Ее состав постоянно менялся. Неизменным в группе долгое время был я один: писал музыку и играл ее с теми, кому она нравилась. Постоянным состав стал только к 2006 году, когда в группу вошел Михаил Корчевский - замечательный музыкант, мульти-инструменталист и аранжировщик. С Мишей мы проработали большую часть уже имеющегося материала и написали много нового. Позже к нам присоединился Сергей Майборода - хороший барабанщик, и тогда у нас начались уже первые публичные выступления.
- В каком виде группа существует сейчас? В ее составе профессиональные музыканты или просто творческие люди, увлеченные общим делом?
- Группа пережила невероятное количество трансформаций. Состав ее менялся много раз и пришел к самому простому, минимальному: гитара, барабаны и бас-гитара. Со мной играют отличные музыканты, лучших и пожелать нельзя. Барабанщик Родион Каминский: богатая музыкальная фантазия и разнообразие техники этого интересного человека дали группе серьезный толчок в плане ее развития. К слову, он еще преподает ударные в музыкальной школе. Наш бас-гитарист Артем Скляр - сильный импровизатор и музыкант, подвижный до мозга костей. Важно понимать, какой смысл вы вкладываете в слово “профессиональные”. Платят ли нам деньги за выступления? Иногда платят. А когда нет - мы не настаиваем. Мы никогда не стремились наживаться на своей музыке. Имеют ли музыкальные дипломы участники коллектива? Все, кроме меня, имеют. Меня смущает то, что все стараются провести жирную черту между творчеством и профессионализмом, причем не только в музыке. Тем временем во всем цивилизованном мире профессиональные музыканты - это талантливые люди, увлеченные общим делом. Да и у нас, по сути, так же. Просто мало их, по-настоящему увлеченных. А вот “профессионалов” достаточно, но, к сожалению, они, в большинстве своем, лишены творческих амбиций и заняты исключительно заработком денег. Скажу так: нынешний уровень исполнительского мастерства антикоммерческого мультикультурного проекта SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН достаточно высок.
- Название проекта моментально привлекает внимание: что оно означает и какую смысловую нагрузку накладывает на ваше творчество?
- Попытаться вернуться к первородной музыке бытия, определить в ней свою, пусть далеко не совершенную партию - вот идея, которая на сегодняшний день объединяет участников проекта SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН. Озвучить, по сути, можно все: от расстройства желудка до любви к родине, и все это - неотъемлемая часть нашей жизни. Древние шаманы своим пением, танцем, ритмами бубнов призывали духов, пытались слиться со стихиями воды, воздуха и огня. Мы же имеем то, что имеем: большой город, автомобильные пробки, информационный “передоз” и недостаток кислорода, одиночество, постоянную готовность к хамству, предательству и вечный стресс. Мы такие. И такие мы имеем право на существование и самовыражение.
- Ваш музыкальный формат очень сложно определить даже после неоднократного прослушивания. А существует ли он вообще?
- Я неоднократно говорил, что стилем и форматами занимаются критики и “радийщики” - это их хлеб. Музыканты же должны играть. Мне кажется, что мы играем пост-рок и блюз с этновкраплениями.
- Что накопилось в портфолио команды за время ее творческой деятельности?
- Мы не стремимся что-то накапливать, напротив - все раздаем. У нас есть пара клипов, которые я, как режиссер, сам снял. Есть небольшой видеоарт на композицию Delusion vol.3, называется “Кто я?”. Недавно мы презентовали клип “Сизиф” на одноименную композицию. Реакция на наше видео у людей всегда неоднозначна. Несколько человек после презентации подходили ко мне и спрашивали: “А что такое Сизиф?”, но в целом аудитория у нас думающая. Я читаю им стихи Есенина, Арсения Тарковского со сцены, и все очень довольны.
- Где вероятнее всего услышать SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН - в записи, на радиостанциях или вы отдаете предпочтение живым концертным выступлениям?
- Радиостанции? Думаю, по формату мы не пройдем ни на одну из наших радиостанций. А если кто-то все же осмелится поставить нас в эфир, будем только рады. Мы играем для людей. Живое выступление, на мой взгляд - это самая правильная подача музыки на сегодняшний день. Говорить что-либо со сцены большая ответственность. Раньше я не мог ее принять, случалось, даже играл концерты спиной к зрителям. Хорошо, что эта дурь давно позади.
- Что Вы, как лидер проекта, можете сказать об общем уровне подготовленности отечественных слушателей к звучанию “вне формата”. Готовы ли наши умы и уши к “шаманской импровизации”?
- Я, как человек с планеты Земля, спешу вас заверить, что всякий, кто себе не врет, воспринимает музыку, живопись и поэзию исключительно с позиций “нравится” или “не нравится”, трогает или оставляет равнодушным. Наша публика очень открытая, чуткая и духовно голодная. Отечественные коллективы пока не были уличены в попытках предложить людям что-то новое, поэтому для нас здесь самая благодатная среда.
- Иван, помимо музыки Вы также известны как разносторонняя творческая личность. Вы и фотограф, и режиссер. Звучали ли SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН в ваших фильмах?
- Да, кстати, в моем режиссерском дебюте, в фильме “Галстук”, звучала композиция “C”. Сейчас пишу музыку для моего короткометражного фильма “Вояж Симы Лепестковой”. Съемки идут уже почти два года, времени подумать было достаточно. Музыку для фильмов писать необходимо! Чужую музыку, я считаю, можно использовать только в том случае, если это режиссерский ход, отсылающий зрителей к какому-то конкретному музыкальному произведению. Все инородное в фильме, на мой взгляд, сильно “тянет на себя одеяло”, нарушая целостность композиции и режиссерского замысла.
- Как Вы оцениваете ситуацию с развитием музыкальных проектов, подобных вашему? Возникают ли между вами и слушателями какие-то преграды: пустые залы, жующая аудитория, непонимание творчества?
- За все годы, что мы играем, пустого зала не было ни разу, несмотря на “неформатность” и “андеграундность” коллектива. Наш слушатель у нас есть, и мы вполне довольны. Собрать стадион, продать миллион дисков - амбиции глупые, мои амбиции - это мой слушатель, человек, который меня услышит и поймет. Когда такой слушатель, зритель, реципиент случается в жизни, случается и драматургия. А это значит, что я достиг своей цели. А преграды, что ж, они возникают только в головах людей. Для свободного человека их нет, ведь он свободен выбирать. Что касается развития музыки, то в Казахстане этому ничто не способствует. Негде играть, репетировать, записываться. Хорошие музыканты стремятся разве что поскорее сесть в кабак, на оклад. Ну любят у нас люди в стране поплясать под “Шизгару” и готовы за это заплатить. Мне кажется, свой общечеловеческий уровень только сам человек и ограничивает: кому арбуз, а кому свиной хрящик, но это нормально. Большинство самых прекрасных вещей существует в этом мире не благодаря, а вопреки.
- Параллельно с SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН также известно еще одно ваше детище - проект “Китайская демократия”. Расскажите о нем?
- “Китайская демократия” - это проект, в котором мы пытаемся музыкально озвучить новые, интересные, по нашему мнению, литературные произведения. Он имеет в составе постоянного автора Павла Банникова. Как проходят выступления “Китайской демократии”, мы понятия не имеем, не знаем, какие тексты приготовил нам Павел или другие приглашенные авторы. Получая импульс словесный, мы импровизируем, даем ответный в виде музыки. Далеко не всегда эти импульсы друг другу адекватны, но именно на этом разломе может родиться взаимопонимание двух языков - вербального и музыкального. Когда и где мы будем играть в следующий раз, заранее сказать сложно. Созревает материал - даем ему выход.
- Чем сейчас дышит проект SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН? Поделитесь последними новостями.
- SHAMAN ЕЩЕ БУБЕН все лето дышит грязным алматинским воздухом. Задыхаясь, мы все же впервые за столь долгий срок существования приступили к записи альбома. Через какое-то время, вероятно, сумеем его презентовать.
Фото Андрей Лунин |