|
Зухра Табаева
8 апреля откроется юбилейная Х Kazakhstan Fashion Week. Ее площадками станут Almaty Towers, кинотеатр Chaplin, отели “Достык” и Ritz-carlton. Накануне события на вопросы “НП” ответили основатели KFW Саят Досыбаев и Алексей Чжен
Саят Досыбаев
- Саят, ваши с Алексеем Чженом имена золотыми буквами вписаны в историю становления отечественной моды. Каким был лично Ваш путь в мир моды?
- У меня художественное образование, в конце 80-х я окончил Карагандинский педагогический университет, получил профессию дизайнера окружающей среды. Затем работал на Карагандинском телевидении, делал передачу о моде. В начале 90-х мне довелось побывать в Италии, где я готовил репортаж о Миланской неделе моды. Тогда я впервые вживую увидел Наоми Кэмпбелл, Клаудию Шиффер и других топ-моделей. Мне посчастливилось быть в числе первых журналистов, аккредитованных на мероприятие столь высокого уровня в Европе. Мы вставали в 6 утра и сразу работали с камерой, писали стенд-апы. Тогда же я начал изучать иностранные языки, чтобы свободно общаться с зарубежными коллегами.
- А когда Вы создали свою первую коллекцию одежды?
- В 1994 году я сшил маленькую, так сказать, капсульную, коллекцию из семи моделей, которую демонстрировали мои подруги. Показ проходил в Караганде, в восточном зале музея, меня поддерживали друзья, журналисты. Организовал свой показ, захотелось помочь обрести имя талантливым коллегам и сделать это на высоком уровне, собрав профессиональных моделей, стилистов со всей страны. Состыковать модельеров с представителями легкой промышленности, организовать международные мастер-классы, выставки, конкурсы. И все ради того, чтобы казахстанцы выглядели красивыми, современными, модными, светскими, а кутюрье стали успешными.
- И для старта выбрали не столицу, а Алматы...
- Да, изначально мы открылись как Almaty Fashion Week, первые показы в ее рамках состоялись в 2004 году. Мы сотрудничали с агентством “Санбель”, у нас появилось много единомышленников, мы почувствовали себя семьей. Сейчас я дружу с Катей Шараповой, Яной Малер, ныне возглавляющей агентство. Катя сейчас живет в Лондоне, увлекается графикой, у нее двое детей. Многие наши первые ласточки теперь работают на руководящих постах в солидных компаниях.
- Время от времени среди моделей-мужчин можно заметить парней из ближнего зарубежья...
- Это естественно, так как событий подобного уровня нет в соседних странах. Алматы - столица моды в Центрально-Азиатском регионе, поэтому к нам подтягиваются дизайнеры, представители бьюти-индустрии из Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Бишкека. У всех дизайнеров одни проблемы: производства, реализации, сбыта, креатива. Сегодня казахстанский люкс-рынок развивается и стремительно набирает обороты. К слову, в этом году мы впервые обсудим с зарубежными коллегами все достижения и болевые точки на I Eurasian Fashion Forum.
- Вы создаете мужские коллекции, традиционно с показа ваших с Алексеем Чженом коллекций стартует KFW. А доход это приносит?
- Клиентура в Казахстане есть. И если раньше мужской модой у нас мало интересовались, то сейчас модников, позволяющих себе яркие пиджаки, стильные принты, стало больше.
- Государство Вам помогает?
- Мы благодарны за поддержку акимату города Алматы, а в основном неделя проводится на деньги спонсоров и на нашем огромном энтузиазме.
- На пресс-конференции объявили, что за 10 лет в показах приняли участие более 70 зарубежных дизайнеров. Из какой страны были ваши первые именитые гости?
- Из Франции. К нам приезжали дома моды Nina Ricci, Tеd Lapidus, Pierre Cardin. Потом были Жан-Клод Лакруа, Гаспар Юркевич и другие. Поэтому вполне заслуженно перед открытием юбилейных показов мы устраиваем казахстанскую премьеру французского фильма “Ив Сен Лоран”.
Алексей Чжен
- Алексей, что Вас подвигло на открытие отечественной Недели моды?
- Мы давно знакомы с Саятом Досыбаевым. Мы земляки, мыслим в одном направлении, оба профессиональные дизайнеры, стажировавшиеся во многих странах мира, поэтому решили, что сможем всколыхнуть мир моды. По сути, мир профессионального индивидуального пошива. Как видите, у нас это получилось - казахстанским шоу-румом активно интересуются.
- В какую сумму дизайнерам обходится участие в KFW?
- Взнос составляет 370 тысяч тенге, в эту сумму входит организация показов, пресс-конференций, информационная поддержка, присутствие в шоу-руме. В общем, все дизайнеры должны только коллекцию доставить. Начинающим коллегам мы предоставляем бонусы. Кстати, в этом году мы представим пятерых дебютантов.
- Важна ли для них информационная поддержка?
- Важна, но последнее слово всегда остается за покупателем. Самое главное в карьере кутюрье, как он “продается”! Ведь о дизайнере можно написать огромные лестные статьи в глянцевых журналах, газетах, блогах, но народ-то не обманешь. Если людям твоя одежда, вкус, мироощущение, стиль не нравятся, то они ни за что не потратят свои деньги на твои модели.
- Насколько успешно продаются Ваши модели?
- То, что вы видите на подиуме, распродавалось еще до показа.
- Недавно состоялась пресс-конференция по поводу организации Mercedes Benz Fashion Week. Вы посетите это мероприятие?
- Я только рад, что мы кого-то вдохновили повторить наш путь. Но, даже если нас туда и позовут, думаю, с нашей стороны по разным причинам было бы некорректно туда пойти. Своих забот хватает. |