|
Зухра Табаева, Алима Унгарбаева
Летом мы писали о запуске нового проекта Егора Михалкова-Кончаловского и Алексея Голубева - киноальманахе, состоящем из 10 новелл. В создании фильма “Cердце мое - Астана” приняли участие актеры, режиссеры, операторы, музыканты из Казахстана, России, Украины, Грузии, Беларуси и США. Было снято более 500 планов Астаны во все времена года. Совсем скоро картина выйдет на экраны. Одну из историй, новеллу “Легионер”, снял режиссер Рустем Абдрашев, известный по фильмам “Подарок Сталину”, “Небо моего детства”, “В поисках Тенгри”...
- Рустем, Вас интересует тема хоккея? Почему Вы решили делать именно эту новеллу?
- Егор Кончаловский давно мне говорил про этот проект и даже просил написать сценарий, но с запуском “Неба моего детства” у меня не оставалось времени. Затем мне на выбор отправили порядка десяти сценариев. Мне показалось, что сценарий “Легионера” - это красивая современная история любви. Я загорелся, потому что все мои последние картины были выполнены в стиле ретро, и у меня давно чесались руки сделать что-то более современное. Что касается хоккея, то он в сценарии был изначально. Название “Легионер”, кстати, придумал я, рабочее название было “Я остаюсь”. “Легионер” же звучит, с одной стороны, очень брутально, с другой - раскрывает суть нашего героя.
- Тяжело было в историю любви вплетать хоккей?
- Героя нашей новеллы ждет звездное будущее, он должен вернуться на родину, отработав по контракту в Астане. Но чувства могут оказаться выше карьерных планов. Новелла также подчеркивает сильный характер наших азиатских девушек, которые могут любого легионера, любого необузданного жеребца покорить, и он останется. В этом есть скрытый патриотизм, Астану надо заселять! Это новый большой город, в котором много местных, но много и легионеров во всех сферах деятельности. А чтобы город становился живым, эти люди должны оставаться. Я много таких случаев знаю. Один голландец приехал в Аральский регион (когда ушло море) и привез культуру разведения камбалы. Он и сейчас там живет, мои друзья снимали про него документальный фильм: у него жена - казашка, дети - казахи, он говорит по-казахски.
- Как Шамиль Хаматов и Айнур Ниязова появились в фильме?
- Начинающая актриса Айнур показалась мне очень интересной. Что касается Шамиля, то до него мы отсмотрели многих ребят. По сценарию герой новеллы по маме - казах, а по отцу - канадец. Нужно было найти человека с евразийской внешностью, и по фильму у него должен быть франкоязычный акцент. У нас пробовались метисы, но профессиональных актеров было мало. А Шамиль - профессиональный актер. Плюс он младший брат Чулпан Хаматовой, этот момент тоже сыграл не последнюю роль. Но когда он приехал, я немного разочаровался, ведь на фото он выглядел брутально, казался высоким. А я увидел щупленького, чуть выше среднего роста молоденького мальчишку. Нам пришлось ракурсы съемок подстраивать под это дело, ведь хоккеисты - очень крепкие, нереально огромные ребята!
- Говорят, что Вы снимали настоящий хоккейный матч?
- В кино есть понятие “уходящая натура”. Да, это был реальный матч, мы его четырьмя камерами отсняли (тогда наш “Барыс” проиграл казанскому “Ак Барсу”). Потом игровые моменты “женили” под реальный матч. В материале нет ощущения, что мы Шамиля снимали отдельно. В этом мне очень помог Алексей Голубев, он сам раньше играл в хоккей. Была даже мысль, чтобы Леша сыграл главного героя. Но он отказался и сыграл в эпизоде тренера.
- Вам понравилось работать в новом для Вас формате новеллы?
- Это сложнее. Полнометражное кино - это марафонский бег, а тут такой спринтерский забег. Короткометражка требует быстрых решений, мобилизованного движения. Съемки шли очень быстро, у Егора Кончаловского был жесткий график.
- Между режиссерами новелл не было чувства соперничества?
- Думаю, внутренне каждый себя подстегивал. Но условия были такие, что каждый работал в разное время, на своей площадке, а связующее звено - Егор. Он присутствовал на всех десяти проектах.
- Как с ним работалось?
- Мы с ним советовались, спорили, работали, был хороший творческий тандем. Вот я сижу за плейбеком, контролирую картинку как режиссер-постановщик, а на площадке бегает Егор, выполняя функцию второго режиссера. И тут кто-то забегает и говорит: “Слушай, а кто кино снимает, наверное, очень крутой, раз у него Егор Кончаловский вторым режиссером работает”. Ну это шутка, которая родилась на площадке. Были моменты, когда Кончаловский актерам одну задачу ставил, я же говорил: “Егор, извини, я вижу по-другому”. Но это в пределах разумного, драк не было!
- Видели ли Вы другие подобные киноальманахи - “Нью-Йорк, я люблю тебя”, “Париж, я люблю тебя” и другие?
- Видел “Москва, я люблю тебя”. Мне там понравились две вещи. Одна - концептуальная графическая, снял Мурад Ибрагимбеков, а вторая - прикольная история итальянского футболиста, который встречается с московской девушкой.
- Думаете, Вам удалось передать образ новой Астаны?
- Сложность в том, что это очень молодой город, не имеющий своей по-настоящему истории. Делать новеллу про Алматы лично мне было бы легче и интереснее - я сам алматинец. А Астана только обживается. И одна из целей проекта - вдохнуть жизнь через образы конкретных людей, через разные судьбы. Какие-то истории придуманные, какие-то правдивые, но это и создает образ нового города. Я думаю, после просмотра этих новелл у людей должно появиться желание поехать в этот город, найти новых друзей, полюбить его. И в этом заключается здравый патриотизм. Я с каждой поездкой начинаю влюбляться в этот город. Астана является неким парусом, наполненным ветром, который движет нашу страну вперед, в будущее. Некий символ, что все впереди. В Астане везде есть ощущение молодости, новостроя. Это как новая квартира - люди въехали, но еще до конца не обжились. Но, видимо, вся прелесть этого города именно в этом.
Мне хотелось сделать новеллу в стиле современного корейского кино - некий хайтек вокруг, новый город, новая квартира.
|
Режиссер Рустем Абдрашев уверен, что без любви патриотизма не бывает... |
- Как режиссер Вы делали ставку на любовь или на патриотизм?
- Первая ставка - на любовь, вторая - на патриотизм. Потому что без любви патриотизма не бывает. Наша героиня говорит: “Я не поеду за тобой”, она - патриотка. Хотя в реальной жизни больше примеров, когда уезжают за границу вместе с любимым. Зачастую любовная история ассоциируется с солнцем, летом. А тут Астана, зима. Придать этой суровой зиме любовный романтизм было не так просто. Поэтому мы пошли по скандинавскому пути: отсняли катки, хождение по магазинам. Последнее, кстати, мы снимали в режиме реальной игры, не постановочно. Я им дал оператора - путь походят, подурачатся, а мы снимаем скрытой камерой. Методика съемок была почти документальной. Я им дал установки: вжиться в образ влюбленных, полюбить друг друга в кадре. |