|
Алима Унгарбаева
Накануне в Алматы прошла презентация книги Гульнары Абикеевой “Дневник путешествий”. Совсем недавно автор отметила свое 50-летие и самой себе на день рождения сделала подарок в виде книги. Гульнара Абикеева - известный казахстанский киновед, арт-директор кинофестиваля “Евразия”.
Книга состоит из дневниковых записей, сделанных во время различных путешествий - на кинофестивали, конференции и другие культурные мероприятия. Гульнара Абикеева в своей книге с любовью рассказала о том, как прекрасно работать киноведом
- Это Ваша первая книга?
- Нет. Седьмая. Те, предыдущие, были посвящены кино Центральной Азии, и они создавались по ходу жизни. Понимаете, у каждого киноведа есть свой профессиональный фокус, мой фокус - это кино Казахстана и Центральной Азии. Если у киноведа нет своего фокуса, то он является пропагандистом, пишущим обо всем. Меня в мире знают и уважают именно за мой фокус. Поэтому эта книга - она больше для казахстанцев, потому что здесь о том, как я езжу на фестивали, смотрю зарубежные картины. Это больше будет интересно нашим читателям.
Почему мне важно было ее издать? Потому что школьники, когда заканчивают учебу, идут учиться на юристов и экономистов, и мне кажется, они не всегда попадают в интересную профессию. А ведь профессия кинокритика - это блистательная профессия, можно ездить по кинофестивалям, писать о кино. Сейчас такие времена, что главные редакторы или издатели не готовы отправлять журналистов в Берлин или Канны. Хотя сейчас есть такие события, которые заслуживают освещения. Ведь наши картины получают призы каждый год на международных фестивалях. Почему наши журналисты не ездят и не освещают? Журналисты сами и не просятся. Туда аккредитовываться нужно заранее.
- А сколько лет Вы уже в кино? Вы сразу пришли в эту профессию или, быть может, Вы чем-то занимались до этого?
- Учитывая, что я поступила на киноведческий факультет во ВГИК в 1979 году, я в этой профессии всю жизнь. Наверное, раньше она была не так престижна.
- Интересно, сколько Вы за свою жизнь посмотрели фильмов?
- Фильмы я смотрю как отборщица фестиваля, я думаю, это порядка 700 картин в год, особенно последние 10 лет. Меня часто спрашивают, какой у меня любимый фильм. Я не могу ответить на этот вопрос, я даже не могу назвать десяток, хотя, может быть, я когда-нибудь составлю сотню. И чтобы этот вопрос предотвратить, я в своей книге называю лучшие картины Центральной Азии, Казахстана и зарубежный фильм за год, по моему мнению. Я это делаю не только для того, чтобы люди узнали о моем вкусе, нет. Все равно люди хотят смотреть хорошее кино.
- Вы, как никто другой, хорошо знаете казахский кинематограф. Ваше мнение о кино, если сравнивать его с прошлыми годами?
- Я думаю, что лучшее кино было в 90-х годах, та новая волна - это самый интересный период в истории казахского кино, самый яркий и зрелый. Но это не значит, что сегодняшнее кино плохое. Сегодня очень много ярких режиссеров. Меня так возмущает, когда говорят, что у нас нет кино и нечего смотреть. Ничего подобного! Мы страна, в которой есть кинематограф, не каждая страна может позволить себе такую роскошь. Тот же Кыргызстан, там тоже снимаются фильмы, но вот в прошлом году у них не было ни одной полнометражной ленты. К примеру, в Эмиратах первый полнометражный фильм вышел три года назад. Мы просто об этом не знаем. В нашей стране есть кинематограф, и уже много лет, и в нашей стране молодежь образованная, и в кино работают профессионалы высокого уровня. Если сравнивать, то на постсоветском пространстве мы стоим вторыми по уровню кинематографа.
- У Вас столько фотографий, заметок о Ваших поездках. И все же, какое мероприятие Вам больше всего запомнилось и чем?
- Мне трудно выбирать, в книге я все поделила, и в каждом году у меня были свои важные события: публикации, поездки и фильмы. Самое-самое интересное я назвать не могу, только за год я могу попытаться назвать интересное событие. Впечатлений так много, что я не могу назвать самое важное. Я еще думала о людях, о важных знакомствах, приятных знакомствах, но в книгу это уже не вошло. На самом деле у меня есть безумная идея сделать когда-нибудь книгу под названием “365 дней”, она будет о людях, которых я знаю и которых я люблю. Конечно, большая часть из них будут люди искусства.
- Сколько у Вас детей?
- Двое.
- Вашей семье не мешала профессия мамы и жены, которая так часто путешествует?
- Конечно, я думаю, моему мужу это немножко мешает в бытовом плане. Он мне говорит: “Может, ты уже будешь меньше путешествовать?”
Хотя, если так посмотреть, там неделю, там десять дней, ну, правда, набирается много. Мое отсутствие не значит, что я забываю о доме, наоборот, когда я приезжаю, я стараюсь больше отдать внимания своей маме, мужу, детям. Потому что, находясь вдали, ты больше ценишь домашний уют. Так что это двояко.
- По каким критериям Вы ставите оценки картинам?
- Это делает каждый простой человек. У киноведов профессионально заострен взгляд. Мы все люди, переключаем телевизор, но поскольку у меня муж тоже киношник, бывает, мы переключаем и вместе говорим “стоп!” Какой-то кадр, композиция, если мы через две-три минуты не переключили, то мы уже смотрим этот фильм до конца. То есть эстетика изображения, свет, ритм диктует - хороший фильм или нет. Иногда мы смотрим коммерческие развлекательные картины. Мне кажется, каждый человек знает, какой фильм ему смотреть, и не важно, кто там играет и кто режиссер. А профессионально это определяется, как правило, за несколько секунд, и еще пару секунд, чтобы понять, хороший фильм или нет. Это эстетика изображения прежде всего.
- Что Вы хотели этой книгой сказать?
- Мне бы хотелось, чтобы молодые люди приходили в эту профессию. Чтобы какой-то студент или школьник взял эту книгу и сказал: “Я тоже так хочу!” Когда такие книги выходят в стране, то это говорит о продвинутости страны, она же не столько про меня, сколько про наши делегации о продвижении казахстанского кино. Когда приходишь в книжный магазин, то на полках лежат книги про Казахстан. Я не понимаю, почему у нас не может быть книг про иранское кино, турецкое, французское? Когда мы пишем, мы же оцениваем.
- Как Вы сами оцениваете свою книгу?
- Должно пройти время... Пройдет полгода, я почитаю и подумаю: о, хорошо! Сейчас это дитя, и я ее люблю. |