|
Алан Байтенов
Время от времени тандемы в составе эколог-полицейский выходят на тропу. От чего зависит периодичность их появления на дорогах (а также на въездах в город и на территорию природоохранных зон) - до конца не изучено. Впрочем, это не так важно. Главное, что работа подобных подрядов сопровождается в некоторых случаях мздоимством и дополнительной нервотрепкой для автолюбителей. Между тем не всегда стоит винить ведомство, которому подконтрольны эти “боевые” единицы - за всеми проявлениями неправомерных действий невозможно уследить физически. Кроме того, в большинстве случаев подобное отношение к себе допускают сами автолюбители, до конца не зная своих законных прав. (Как отмечали не раз официальные представители, зачастую обращения в “органы” с просьбой разобраться в ситуации ограничиваются лишь анонимным звонком, по которому невозможно предпринять какие-либо процессуальные действия.) Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных способах развести на деньги и методах борьбы с ними
Конечно, вину представителей определенных органов никто не отрицает. Да, будь порядки жестче, быть может, никто бы и не продумал просить “взяточку” (как правило, это 2-3 тысячи тенге) за якобы неисправный двигатель автомобиля. Или бы непоколебимо выписывались штрафы по каждому конкретному случаю. Но об этом подробнее немного ниже.
Мы не просто подняли эту тему. В Алматы вновь начали активизироваться подобные посты - об этом, кстати, не раз сообщали наши коллеги из ряда республиканских изданий. К сожалению, нам тоже приходилось сталкиваться с подобными проявлениями внимания со стороны этих тандемов. Любой инженер автозавода скажет: чистота выхлопа автомобиля в первую очередь зависит от изначальной чистоты топлива. Потом уже в дело вступают системы приготовления горючей смеси и воспламенения. Но так как качество нашего топлива оставляет желать лучшего, то в результате даже идеально работающий механизм, что называется, “фонит” сверх нормы. И в большинстве случаев сам автолюбитель не уверен в выбросах вредных веществ своего автомобиля. А эта неуверенность и является основой, на которой строится программа “честного” отъема денег.
|
Ставка на копоть |
Есть и другие моменты. Например, был изобретен способ замера, где любой из результатов оказывается не в пользу автовладельца. Известно, что двигатель внутреннего сгорания “дышит” особенно смрадно в первые минуты после пуска. Если двигатель заглушить и тотчас запустить его снова (даже если он отлично прогрет), первое время он также будет “чадить”, как во время холодного пуска, и, естественно, нарушит все нормы, прописанные в специальном законодательстве. Но буквально через две минуты (если все системы работают нормально, а также используется топливо приемлемого качества) все приходит в норму. (Это прописано даже в Государственном стандарте (СТ РК 1433-2005), посвященном нормам и методам определения выбросов вредных веществ автомобилей и двигателей. Стандарт разработан Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан совместно с ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций”.) Но большинство автолюбителей никогда не сталкивались с подобным и попросту не знают о существовании такого правила. Стоит ли говорить, что это как нельзя кстати экологам...
В то же время многие из нас ни разу в жизни не сталкивались с самими нормами выхлопа. И это также является определенным подспорьем в работе экологических тандемов. Согласитесь, что мало кто вот так на память сможет воспроизвести, например, процент СО (оксид углерода) на количество объема выхлопа. Более сведущие в этом вопросе “специалисты” могут вам предоставить совершенно иные нормы и, ссылаясь на показания приборов, указать на нарушение. Как с этим поспоришь, если отродясь не видел и не знаешь нормы по выбросу СО и СН?
И, наконец, еще один способ, наиболее “древний”, но от этого не менее действенный - обыкновенная юстировка показаний приборов в собственную пользу. Хотя предупрежденному человеку с этим способом бороться достаточно легко. Необходимо знать лишь несколько элементарных правил. В первую очередь, каждый из аппаратов должен быть опломбирован. Кроме того, к каждому из них должны прилагаться соответствующие документы. Например, свидетельство о том, что техника внесена в реестр Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Важно помнить, что подобное свидетельство также имеет срок годности и не может быть представлено в виде ксерокопии. Поэтому, если служители не могут предоставить подобное свидетельство в соответствующем формате, смело отказывайтесь подписываться под штрафом, так как можно быть уверенным - аппарат играет не в вашу пользу намеренно.
Но быть все время начеку - это всего лишь полдела. Как призывают сами представители дорожной полиции, необходимо сообщать обо всех случаях, на ваш взгляд, незаконного вымогательства непосредственно на пульт дежурного инспектора или по телефону доверия. Впрочем, именно так некоторые наши граждане и поступают, однако в большинстве случаев желают остаться неизвестными. Для того же, чтобы началось полноценное расследование, говорят в полиции, необходимы точные координаты и желание заявителя сотрудничать с правоохранительными органами. Конечно, это выглядит несколько сложно, но есть соответствующие правила, по которым обязаны действовать люди в погонах. И это касается не только случаев встречи с экологическими постами. |