|
Константин Маскаев, Алан Байтенов
Приходилось ли вам гадать на солярке? В минувшую суровую даже для южных регионов страны зиму на солярке не гадал только тот, кто пользуется автомобилем с бензиновым двигателем. Остальные почти поголовно вкусили прелести эксплуатации дизелей в зимних условиях. И дело тут даже не в самом принципе устройства дизельных двигателей - те же тракторы, грузовики, локомотивы, генераторы успешно трудятся даже в условиях крайнего севера - а в топливе, которое предлагают отечественные операторы
Редакция “НП” периодически берет на контроль вопрос качества отечественных ГСМ. Но чаще мы оперируем результатами чужих проверок. Качеством топлива на АЗС, например, в последнее время стали интересоваться в алматинском акимате. Правда, заказ на исследование, как правило, поступает из департамента охраны окружающей среды. Посему топливо проверяется по экологическим показателям - на степень вредного воздействия. Нас же в данный момент интересует другой не менее важный потребительский вопрос: насколько соответствуют ГСМ заявленным низкотемпературным параметрам?
Итак, мы устали гадать на солярке, приобрели пробы топлива на различных АЗС Алматы и заказали исследование специалистам из Независимого центра экспертизы нефтепродуктов ORGANIC. На этой неделе редакция получила результаты. Отметим, что данное исследование вскрывает не только степень лояльности дилеров топлива, но и демонстрирует качественную планку нефтеперерабатывающих заводов. Только пять из десяти представленных на исследование проб соответствуют заявленным оператором температурным требованиям. И если для Алматы и южных регионов республики эта особенность рынка уже не столь актуальна, по меньшей мере для семи-восьми других областей она остается головной болью.
К тому же тревожный факт, что 50 процентов топлива на внутреннем рынке не соответствует нашим условиям эксплуатации, заставляет серьезно задуматься о последующих зимах. Тем более что от качества продукции НПЗ зависит весь Казахстан, а в особенности северные и восточные регионы.
Согласно стандартам, в условиях Алматы работоспособно топливо марки “З-0,2” с температурой фильтруемости до 35 градусов ниже нуля. Но, как показало исследование, топливо с такими низкотемпературными свойствами к нам не поставляют.
Температурный минимум, который мы смогли найти, точнее, который нам пообещали на заправке, составил минус 20 градусов. Хотя термометры еще какие-то две-три недели назад указывали на минус 23. Отчего большинству из “дизелистов” приходилось идти на различные ухищрения, начиная от разбавления топлива специальными присадками и заканчивая небезопасным добавлением бензина в солярку.
И это все было необходимо для того, чтобы попросту доехать до офиса и обратно. В таких условиях и с таким топливом выезды за город становились просто опасными.
Прикинув все возможные варианты бесполезного проведения времени из-за несоответствующего топлива, мы решились взять 10 проб на самых разных заправках города. При этом выбирали совершенно разные районы и компании.
Первыми нашими подопытными стали заправки по проспекту Рыскулова. Именно там мы познакомились с необъяснимым желанием заправщиков продать все что угодно, причем не учитывая количество. Нужен вам литр, пожалуйста, подставляйте тару. Как именно мы брали пробы, скорее всего, неинтересно, так как все прошло без особых сложностей. Расскажем только об одном случае.
Не будем называть заправку конкретно, так как запамятовали взять чек, отчего покупку доказать практически невозможно. В общем, подъехав под легковесные своды заправки, на которой заправлялись в основном “КамАЗы” и тракторы, мы купили литр солярки.
Кстати, стоимость ее была на уровне 70 тенге, то есть не самая дешевая в городе. И вдруг из заправочного пистолета полилась темная жидкость, напоминающая вспенившуюся “кока-колу”. Искренне удивленные увиденным, мы решили поинтересоваться низкотемпературными свойствами этой солярки. Оказалось, минус 18 градусов! Решив, что данный цвет - результат возможных добавок, призванных улучшить топливо, забросили пробу в общую корзину и предпочли дождаться результатов.
Как и предполагалось, ожидания оправдались: 5 образцов разнятся с заявленными температурами более чем на 5 градусов и не держат нашей, казалось бы, теплой алматинской зимы. Исследование также показало, что персонал АЗС не всегда информирован о качестве товара.
За весь рейд по сбору проб каких только цифр мы не слышали! От минус 30 до минус 40, правда, показания потом, после секундной задержки, спешно корректировали, возможно, подозревая подвох в нашем вопросе. Из 10 проб только на одной заправке топливо было действительно низкотемпературное: вместо заявленных минус 20 топливо выдержало минус 28. Правда, стоимость такого дизельного топлива на уровне 100 тенге за литр, при средней цене по городу 75-80 тенге. Упомянутое же выше “черное” топливо оказалось самым “чувствительным” к морозу и застывало при минус 7 градусах.
Все интересующие результаты и названия заправок можно получить в редакции “НП”. |