Ботагоз Омар
Крупный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай, проходящий через нашу страну, будет построен в основном с использованием отечественного сырья. Этому мегапроекту уделяется сегодня первостепенное значение
Очередные акценты, расставленные в Астане главой Кабмина Каримом Масимовым, коснулись транспортной инфраструктуры в ее широком понимании. Если первая коллегия была посвящена железнодорожной сети, то на следующий день премьер посетил Министерство транспорта и коммуникаций. Глава данного ведомства Абельгази Кусаинов представил премьер-министру выставку, посвященную вопросам повышения уровня казахстанского содержания в проектах по развитию транспортной инфраструктуры.
Проект реконструкции международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай включает строительство двух железнодорожных веток Коргас - Жетыген и Узень - госграница Туркменистана, а также начало практической реализации концессионных проектов автодорожной отрасли, входящих в состав проекта Западная Европа - Западный Китай: Алматы - Коргас и Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области.
Общая стоимость всех перечисленных проектов составляет 965,3 миллиарда тенге, при этом до 2013 года будет построено 439 километров новых железных дорог и реконструировано по параметрам первой и второй технической категории 2374 километра коридора Западная Европа - Западный Китай.
Дороги будут возведены как на концессионной основе, так и на средства, выделяемые международными финансовыми институтами. Для координации и оперативного решения вопросов, связанных с реализацией проектов, распоряжением Карима Масимова создаются шесть выездных штабов. По каждому штабу определен его персональный состав, согласованный с акимом соответствующей области.
По мнению президента Ассоциации автодорожников Казахстана Валерия Лазарева, при реализации проекта может возникнуть проблема с нехваткой специализированного железнодорожного состава для доставки битума и цемента. Об этом он сообщил на специальном семинаре-совещании, проведенном через несколько часов после проведения коллегии. По его словам, второй вопрос касается юридической стороны. Речь идет об оформлении правоустанавливающих и разрешительных документов в период строительства данного транзитного коридора. “Это временный отвод земли под строительные площадки, выдача разрешений на эмиссию вредных веществ, получение разрешений на специальное недропользование”, - отметил глава ассоциации.
Затягивание документов сроком до девяти месяцев (таковы временные рамки, указанные по словам эксперта в действующем законодательстве) “значительно может повлиять на сроки выполнения работ”.
В условиях вступления нашей страны в единое таможенное пространство с Белоруссией и Россией, а также предполагаемого расширения экономического сотрудничества в рамках ВТО затягивание вопросов может стоить недешево.
Однако процесс запущен, и он обещает принести Казахстану очередные очки в виде максимального использования сырья, лежащего в грунтах отечества. На данный момент в мегапроекте использовано не менее 85 процентов из всех объемов потребностей щебня, песка, железобетона, цемента и других материалов, в том числе краски, опоры освещения и металла, дарованного природой Казахстана. По словам представителей Министерства транспорта и коммуникаций, в этом списке не хватает только одной позиции - битума. Но и в этом направлении работы ведутся полным ходом. В 2011 году ожидается запуск битумного завода.
Астана |