Алан Байтенов
Аттракцион общей стоимостью порядка 132 миллиардов тенге будет достроен вовремя. На строительство алматинского метрополитена особым распоряжением президента выделено еще 14 миллиардов тенге
Метро - вопрос больной. А так как оно возведено в ранг стратегически важных объектов и находится под личным контролем президента, возможно, поэтому Нурсултан Назарбаев и сказал: “Даже в условиях кризиса мы не можем остановить строительство метро. Правительство экономит на всем, но вопрос метро для нас не праздный. Даю команду выделить дополнительно 14 миллиардов тенге. Таким образом, в этом году выделено 22 миллиарда тенге, и метро будет возведено, как и планировалось, в следующем году”.
Кстати, в феврале “Алматыметрокурылыс” доводило до сведения, что в результате урезания финансирования проекта первая линия метрополитена будет сдана не ранее первого полугодия 2010 года.
Примерно в это же время руководство “Алматыметрокурылыс” начало отправлять своих сотрудников в месячные неоплачиваемые отпуска. Так что обрадовались словам президента в первую очередь рядовые метростроевцы. Тут же был проведен “довольный” митинг в поддержку решения главы государства.
В общем, метро, несмотря ни на что, будет пущено в 2010 году. Хотя для некоторых это не столь оптимистичные новости. Вполне возможно, и для самого акимата города тоже. Ведь со сдачей метрополитена правительство может выдвинуть городским властям условие сократить в несколько раз наземный транспорт, занятый на пассажирских перевозках, во главу угла, например, поставив вопросы экологии. А это означает, что будет меньше свободных бюджетных средств, которыми можно распоряжаться. Нельзя также забывать и о массе влиятельных участников, занятых в пассажирских перевозках, которые в свое время приватизировали некогда государственные автобусные парки. Со сдачей метро они ведь тоже могут остаться не у дел. Вот и не получилось бы так, что город опять начнет отодвигать сроки сдачи объекта...
И вообще, окончание строительства метрополитена невыгодно даже самой компании-застройщику. Есть стройка - есть деньги. А если завершить работы, то и поступления из государственного бюджета кончатся. В принципе, есть, конечно, и вторая, и третья очередь, сеть ведь планируется провести под всем городом, но когда это будет - неизвестно. А сейчас еще и кризис, с наступлением которого государство пересматривает принцип выделения средств. Об этом говорят хотя бы еженедельные посадки проворовавшихся чиновников. В общем, по всему видно, окончание строительства метрополитена угрожает также грядущими фискальными проверками и, может быть, даже разорением некоторых компаний.
В то же время есть вероятность, что метро само по себе не столь выгодное предприятие и для города в целом. Эксперты подсчитали, что даже московский метрополитен, который перевозит порядка 8 миллионов человек в сутки, и то терпит существенные убытки. Отрегулировать прибыль ценой проезда здесь не получится, метро попросту не выдержит конкуренции. Особенно если учесть, что пока планируется ввести всего 8,5 километра подземных путей, охватывающих только центр города. Остаются лишь имидж и экология, на которые, по сути, и были выделены средства. |