|
Алан Байтенов
В начале 90-х годов на территорию независимого Казахстана хлынул первый автомобильный секонд-хэнд иностранного производства. Тогда же в нашем лексиконе появилось новое слово - “иномарка”, обладавшее в свое время особой магией. Сегодня мы хотим вспомнить те модели, что уже стали частью истории. Вспомнить, как выбирался тот или иной экземпляр, который, может, и до сих пор служит если и не вам, то кому-нибудь другому. Но скажем сразу, кратким экскурсом в наше “автопрошлое” мы не ограничимся, также попробуем предположить, что же нас, исходя из недавних премьер мировых автосалонов, ждет в будущем
Наш вторичный рынок можно разделить на несколько эпох. В каждую из них привозили свои автомобили. Так, например, начало 90-х ознаменовалось периодом автомобилей японских, с огромными “зеркалами-лопухами”. Это, кстати, были первые “ласточки” с правым рулем. Были также представлены и европейские производители, но они в то время не далеко уходили от отечественных по дизайну. Но, как и каждый заграничный товар в те времена, эти авто принимались с особым чувством восторга и обожания.
В середине 90-х любимым автомобилем для среднестатистического казахстанца стала Mazda 6-го семейства. Что странно, ведь даже у себя на родине, как и на экспортных рынках Германии и США, машина модельного ряда 1987-1992 годов не пользовалась особым успехом. А вот в СНГ прижилась в качестве простого и надежного варианта.
То же самое происходило и с вечным конкурентом Mazda на нашем рынке Mitsubishi Galant, модельного ряда тех же лет. И если первый претендент на лучший автомобиль для народа брал своей необычайной надежностью, то второй богатством базовой комплектации. Причем имидж этих авто принес неплохую славу последующим поколениям, которые пользуются спросом и до сих пор. Кстати, эти экземпляры так полюбились нашим соотечественникам, что через несколько лет активного вывоза в Европе их не осталось. Утилизация, в общем, прошла на все 5 баллов.
Та же ситуация с популярностью касается и модификаций Audi с сериями 80 и 100, Volkswagen с многочисленными Golf, Jetta, Passat, Opel с Vectra, Omega и Astra. Все новые модели этих производителей обязаны популярностью на нашем рынке этим ставшим поневоле визитными карточками производителя. В категорию популярных авто затесался и корейский производитель Daewoo со своими легендами Espero и Nexia.
Вспомнить только, сколько всякого разного было в свое время. Чего стоил хотя бы Citroen ХМ с гидроподвеской. Забавно было наблюдать за владельцами таких вот автомобилей - каждый из них ждал минут по 10, пока его авто не поднимется над землей на свои положенные 15 сантиметров. Популярными в свое время были и Skoda Forman, более поздняя модель Felicia, малыш Fiat Uno, работяги Ford Sierra, Scorpio, Escort и просто качественный и удобный Renault 19.
Многие из этих моделей трудятся на благо некоторых до сих пор, являясь чуть ли не единственным источником дохода. Чего не скажешь о других их современниках. Правда, и играли они в совершенно другом классе - в премиум-сегменте.
Вспомнить хотя бы легендарный Jeep Cherokee. В свое время каждый уважаемый делец спал и видел себя за рулем такого, обязательно наглухо тонированного, авто. Вот это был действительно ярлык. Этот внедорожник сам говорил о своем владельце. У таких людей даже не стоило спрашивать, как дела, ответ был очевиден.
Немного раньше появился Pontiac Firebird Trans Am - американское огромное купе с 50-сантиметровыми пластиковыми бамперами. Их, конечно, было не слишком много в городе, но в этом и был весь шарм. Облик машины был настолько футуристичен, что его выбирали обеспеченные люди, старающиеся выделиться из толпы. Однако эти машины долго у нас не задержались. Сегодня и не вспомнить, когда точно они пропали с дорог. Зато есть другие авто того времени, дожившие до наших дней.
|
Автопоезд длиною в жизнь |
Рассказ о машинах тех лет не может обойтись без двух, в свое время окруженных ореолом всяческого обожания, марок. Без Mercedes и BMW. Интерес к этим машинам был очень велик. И если первый считался эталоном шика и лоска своего времени, то второй приобрел имидж бандитской машины. Все из-за того, что их седлали те братки, которым еще пока что не хватало на черный Cherokee. Причем отделался баварский аппарат от этого имиджа совсем недавно, как только BMW стало больше и их мог позволить себе хотя бы каждый десятый.
В то же время Mercedes тоже очень сильно отпечатался в нашем сознании как автомобиль не для среднего класса. Анекдотов, где главные герои передвигаются именно на таких машинах, не счесть. Ну а уж скольким людям в лихие 90-е S-class образца 1991 года стал могилой, лучше, наверное, не вспоминать.
Но времена шли, машин становилось больше, и постепенно на рынке появились другие шикарные авто. Так, примерно в середине 90-х начал очень неплохо продаваться Volvo. Имея высокие характеристики в своем классе и такую же цену, Volvo быстро доказал свою принадлежность к отряду “солидных”. Кстати, на время даже столкнув с пьедестала уже известные марки. 940 или 850 в свое время были оборудованы по последнему слову техники и полностью соответствовали имиджу своих “недешевых” хозяев. Хотя справедливости ради надо сказать, что Volvo был разным, например, модель 440 представлялась намного доступней своих старших собратьев и, следовательно, хозяев выбирала под стать себе. Но все равно Volvo оставался Volvo.
Примерно в то же время Toyota выпустила обновленную Camry. Машина оказалась настолько удачной, что она тут же завоевала сердца многих казахстанцев. Причем эта модель играла и играет во всех уровнях. Более старые работают как вариант на каждый день для широкого круга, а новые считаются действительно стоящим вариантом для людей с заработком выше среднего. Что интересно, такая ситуация наблюдается и сегодня. До сих пор модель Camry бьет рекорды продаж и, как любят говорить ее владельцы, носит имидж “скучной” машины, потому что не ломается.
Были представители и других марок, например, японцев: Nissan Maxima, Honda Accord, Civic или Subaru Leon, Legacy, Impreza, однако по-настоящему свою популярность они заработали во время экспансии правого руля на наш рынок. Авто из Японии ввиду особенностей доставки и супернизкой остаточной стоимости создали огромную конкуренцию своим леворульным аналогам.
Причем эти автомобили уничтожали конкурентов без разбора - праворульные “японки” и другие, пусть и леворульные авто, но по бросовой цене, чуть не сломали хребет своим европейским аналогам. Причем немаловажную роль в этом сыграла надежность автомобилей, импортируемых или производимых только для внутреннего японского рынка.
Тогда мы вновь услышали такие давно забытые имена (с того времени, как прошла эпоха почти эксклюзивных с “зеркалами-лопухами” праворульных авто), как Toyota Mark II, которая тут же завоевала популярность за свою простоту и надежность, Honda Inspire покорившая нас изыском и богатством салона по минимальной цене. Тут же неподалеку оказались модели “чистокровных” Subaru, которые разительно отличались харизмой от своих европейских аналогов. Появились также доступные в цене праворульные внедорожники, которые дали возможность путешествовать самому, за, так сказать, неприлично малые деньги. Причем с полной уверенностью, что авто не только привезет куда надо, но и, что самое главное, доставит тебя обратно.
Кроме того, город в одночасье заполнили нетрадиционные до недавнего времени микроавтобусы. Тут же оказалось, что и они могут соответствовать почти всем параметрам легковых авто. Город тут же наводнился Toyota Lucida (с левым рулем Previa, их еще называли “утюгами” из-за специфической аэродинамической формы), Toyota Hiace и рабочими лошадками с приводом на все колеса Mitsubishi Delica. Последние стали удобным дешевым вариантом для мелких крестьянских хозяйств и представителей малого бизнеса.
Что самое главное: автомобили из Японии показали нам истинную стоимость подержанного транспорта и позволили прикоснуться к новому уровню качества, даже, так сказать, подсадили на новые стандарты комфорта и неприхотливости. Но японская волна схлынула так же быстро, как и захлестнула рынок.
В новом веке с улучшением благосостояния начался новый массовый психоз - премиум-сегмент теперь стал крупнее и выносливее. В моду вошли шикарные внедорожники. Тут же стали популярными G-class и ML от Mercedes, семейство Land Cruiser и те же самые, но более шикарные, выпускающиеся только на американский рынок Lexus от Toyota. Не остался в стороне и Nissan со своим тяжелым Patrol и более легким Pathfinder. Кстати, в этом классе относительно недавно появился новый игрок с чистыми манерами и своим английским норовом - аристократ Land Rover Range Rover. История его производства насчитывает не один десяток лет, однако популярен в Казахстане он стал благодаря своей самой свежей модели.
Конечно, в последнее время из-за всеобъемлющего финансового кризиса движение на вторичном рынке замедлилось, однако он никогда не потеряет своей главной тенденции - по мере старения автомобилей за рубежом он все время будет обновляться, при этом сбрасывать в области или соседние республики все, что уже не нужно. (Путь старых машин, в принципе, очевиден: утилизации у нас нет, а сами по себе они не испаряются.) При этом на их места приходят все новые и новые единицы. Порой даже не столь популярные до недавнего времени на нашем рынке марки.
Так ожидается, что Saab должен расширить свои владения, представив нам подержанную 9-ю серию. Появится и недорогая классика S-type или X-type от Jaguar. Скорее всего, и другая английская марка Land Rover поделится своими кроссоверами типа Freelander 2. Ожидается и второе пришествие обновленных Toyota Rav 4, Camry, Nissan X-trail, Qashqai, Murano или Infinity с литерой FX, Mitsubishi Pajero IV. Обязательно должен появиться обновленный Subaru Legacy. Не говоря уже о BMW 3-й серии, выпущенной в предпоследней редакции, Mercedes C-class и E-class. Как раз приходит 5-7-летний срок их критического возраста для европейских и американских рынков.
Откроются, скорее всего, и истинно американские марки: сегодня их производители пересматривают свою политику, стремясь сделать авто экономичней и с меньшим объемом двигателя. На арену может выйти Cadillac со своим относительно свежим седаном CTS. Но и самое главное, ждем, наверное, важнейшие новинки рынка - гибридные автомобили. |