|
Алан Байтенов Армения примеряет на себя правила ЕАЭС - там планируют запретить ввоз автомобилей с правым рулем. По сообщениям местных СМИ, люди обещают выйти на акции протеста. Для нас же, Казахстана, России, Белоруссии и Кыргызстана, это уже пройденный этап. И мы уверены - революции в Армении не будет. По крайней мере, из-за этого запрета точно. Но ведь что интересно - Армения, по сути, является последней наиболее близкой и дружественной страной, некогда входящей в СССР, где вводится запрет на ввоз “правого руля”. И ведь это тот самый последний гвоздь в целую эпоху машин с правым расположением руля в странах с правосторонним движением
Многие из нас уже успели забыть, что, оказывается, существовала такая проблема. Что есть люди, которые не готовы жить по правилам, и им везде мерещится некий заговор. Сговор производителей новых машин, официальных дилеров и властей - чтобы обычный человек не пользовался качественным, долговечным и доступным изделием преимущественно японского производства, предназначенного для внутреннего рынка. А ведь были дискуссии - страна действительно переживала и делилась на лагери. Да что там говорить, наше издание принимало участие в спорах, предоставляя площадку для публикации полярных мнений. Однако сегодня мы не хотим вспоминать все тонкости уже неактуального противостояния. Равно как и не станем говорить о том, какие цели преследует современный автопром, став одноразовым. И о том, что легенды автомобилестроения уже не появятся. А если и будут, то только лимитированные версии старых моделей, которые будут стоить в разы дороже современных аналогов. Мы просто посмотрим - так ли нам плохо сегодня из-за запрета на ввоз “праворулек”, а также попытаемся вспомнить, чья это была война. Справедливости ради, эти машины, с правым расположением руля, вполне комфортные и выносливые. Однако почти не отличаются от своих аналогов для других рынков того же времени. Да, есть лучшая антикоррозийная обработка из-за условий климата. Да, масса разобранных доноров. Да, больший остаток ресурса. А вот как быть с экологией? Или с безопасностью - наличием подушек вкруговую и систем помощи водителю? Ну а что по поводу применения прогрессивных технологий при создании современных все более жестких на кручение кузовов, которые легче и лучше гасят ударную волну? Безусловно, все это имеется на современных “праворульных” машинах. Однако и они уже иные - они подчинены современным принципам одноразовости. Спешу разочаровать - нынешний массовый японский автопром становится таким же одноразовым, как и нынешний массовый европейский. Как говорится, знающие люди не дадут соврать. В шлак превращается все, даже флагманы. А все, что осталось, - это горсть моделей разработки 80-х, 90-х прошлого столетия, которые больше подходят энтузиастам. И они живут только в нашей памяти, давно уже став классикой, экспонатами, спортивными снарядами. И их, стоящие модели, давно уже не назовешь бюджетными. А именно таковым был правый руль в свое время - по определению дешевле своего леворульного аналога. Денег, конечно же, у нас больше не стало, скорее даже меньше. Но ведь появилось кое-что свое, произведенное в Казахстане, в ближнем зарубежье, которое можно купить по льготным условиям государственных программ. Бесспорно - ниже качеством, чем то, что еще теплится в нашей памяти. Но не хуже того, что есть на первичном рынке сегодня. Машина - массовый продукт, как коммуникатор, одежда, еда. Все, что выходит из этого понятия, получает статус классического со всеми вытекающими. Ну а современные “японки” для внутреннего рынка? Так они с каждым днем все хуже подходят под наши условия эксплуатации - сказывается хотя бы разница в качестве ГСМ. Опять-таки - знающие люди не дадут соврать. В общем, теперь и Армения в этом элитном клубе. На этом, можно сказать, выиграна не только битва, но и война. С эпохой правого руля на ближайшей территории покончено. Причем история запрета как под копирку - сначала предлагается полный запрет, а потом постепенная оттепель в виде запрета на ввоз и разрешения на эксплуатацию уже ввезенного, как принято говорить, до полного износа. В апреле 2018-го запрет должен вступить в силу. Общественники сбиваются в стаи и готовятся быть несогласными публично. У нас происходило все так же, и революции, слава Богу, по этому поводу не случилось. Кто пересек границу, тот останется. С этим не поспоришь, в противном случае - государственный выкуп, как с травматическим оружием. Но ведь - это тоже очень важно - движение в нашей стране и на территории стран - участниц ЕАЭС правостороннее, следовательно, и машины должны иметь левое расположение руля. Это минимальное требование безопасности наряду с обязательным наличием “эйрбэгов”, креплений для детских кресел и наличием ходовых огней. Некоторые правила написаны кровью. |