|
Константин Маскаев
В прошлом номере мы опубликовали материал “Кризис, который мы выбираем”, где рассуждали о тех позитивных перспективах, которые может получить республика в период мирового финансового кризиса. Именно сегодня, когда экономики многих стран предпринимают попытки устоять под воздействием новых реалий, у Казахстана появился неоценимый шанс стать одним из важнейших игроков в сообществе стран-партнеров - России и Китая. А если брать шире, то в уже сформировавшемся экономическом альянсе стран ШОС - Шанхайской организации сотрудничества
Для Казахстана сегодняшняя ситуация - уникальная в историческом периоде и обернется хорошими дивидендами и преференциями, если правительство станет действовать совершенно иначе, отбросив привычные стереотипы - в рамках глубоко продуманной, оригинальной антикризисной программы. Но такой программы, которая одновременно будет просчитана на десятки лет вперед.
В прошлом номере мы говорили, что в импортозависимом Казахстане пришла наконец пора работать над наращиванием экспортного и транзитного потенциалов. И в развитие этой темы удачным примером может стать введение в эксплуатацию шоссе Астана - Боровое.
Мы не рассматриваем этот фрагмент успешной реализации инженерно-строительной мысли длиной 224 километра как законченный самодостаточный проект. Да, пока этот проект, бесспорно, успешный, который можно демонстрировать гостям в рамках странового PR и использовать для доставки туристов из столицы в ближнюю курортную зону. Но этот же проект сегодня можно рассмотреть как пробный шар, как участок современного транзитного потока, который, в свою очередь, будет развиваться при наличии удобной во всех отношениях автомобильной трассы.
И те планы строительства дорог, которые сейчас существуют (Алматы - Хоргос, Алматы - Караганда, например), было бы весьма рационально рассматривать как участки нового транспортного коридора, а все дальнейшие действия и планы производить в соответствии с этой перспективной и жизнеспособной идеей.
Казахстану следует предложить странам - участницам ШОС трансграничную магистраль, которая свяжет Китай и Россию и будет иметь ответвления к экономическим зонам как внутри страны, так и в Киргизии, Узбекистане и других странах Центральной Азии.
Не вызывает сомнений, что одним из слагаемых успешного преодоления сегодняшнего кризиса будет тесное сотрудничество и взаимодействие. И транспортным коридором может и должен стать Казахстан. Привыкшие к пафосным заявлениям могут рассматривать эту идею как прокладку нового Шелкового пути, который в реалиях сегодняшнего дня следует проложить по новому маршруту.
И наиболее эффективно реализовать этот проект можно на условиях, если Казахстан уже сегодня начнет вести переговоры на эту тему именно в рамках ШОС. То есть на уровне глав государств и правительств стран-участниц. Китай, как мы уже говорили, крайне заинтересован в расширении экономического сотрудничества на север и в Западную Европу. И те возможные инвестиции в проект со стороны Китая довольно быстро вернулись бы и стали приносить дивиденды.
Как мы уже говорили, в условиях кризиса этот проект реально предстает некой дорогой жизни, которая свяжет экономики нескольких развитых стран и послужит взаимному преодолению непростого исторического периода.
Проект давно обсуждается. Но до недавнего времени глубокого осознания его важности не наступало. И теперь - именно в условиях кризиса - ему следует уделить особое внимание.
Транзитный, энергетический потенциалы Казахстана - все это, к сожалению, пока лежачие камни, под которые, как известно, вода не потечет. Эти потенциалы заработают только тогда, когда Казахстан станет частью крупной экономической схемы. Причем здесь следует стремиться к роли одного из ключевых звеньев в цепи взаимоотношений.
Как бы между прочим заметим, что ничего нового тут нет. Являясь частью СССР, Казахстан производил продукцию не столько для внутреннего потребления, сколько для условного экспорта - для использования или переработки в других регионах некогда огромной страны. Затем прежняя система распалась, а новая еще не создана, хотя именно сейчас для ее формирования и развития самое время.
Запустив в действие автомобильный коридор, Казахстан выпускает на волю другие проекты, будь то развитие и включение в транспортную систему железнодорожного транспорта, но уже на новом, современном уровне, или формирование новой энергосистемы с использованием атомных электростанций. И то, и другое можно реализовать, опять же опираясь на финансирование и желание соседних стран. Учитывая огромные незаселенные территории, размещение даже нескольких АЭС в Казахстане не будет нести той опасности, которая актуальна для густозаселенных Европы и Китая. В перспективе же и решение вопросов энергетической безопасности, и огромные возможности увеличения экспортного потенциала страны.
В географическом смысле Казахстан расположен как бы в ядре стран ШОС. Теперь появляется реальный шанс стать таким ядром, посредником и связующим звеном, но уже в экономическом отношении.
Другое позитивное зерно, которое можно посеять на самом деле в очень благодатную почву мирового финансового потрясения - это получить стимул для развития производств, о которых мы также упоминали. |