Алан Байтенов
Запущен первый отечественный автобан Астана - Боровое. Отгремели фанфары, немного поулеглась гордость за свою страну и 224 отменных километра. Как раз пришло время посмотреть, что же в действительности представляет собой новый автобан, система ITS (“умная дорога”), и когда и где будут дальше строиться дороги такого же качества? И самое главное: зачем нужен концессионер после того, как проект закончен и движение открыто?
С этими и многими другими вопросами мы официально обратились в Министерство транспорта и коммуникаций (МТК).
“НП”: В официальном сообщении сказано, что к 2013 году будет введено в эксплуатацию 2238 км автодорог такого же качества. В каких областях Казахстана планируется восстанавливать или вводить эти новые дороги? Будут ли они платными?
МТК: В 2007 году начата реализация самого крупного проекта дорожной отрасли - развитие международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай. В настоящее время по проекту реконструкции международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай ведутся работы по разработке проектно-сметных документаций на 1882 км дорог в 4 областях. Реализацию проекта планируется осуществить с привлечением республиканского бюджета, инвестиционных средств международных финансовых институтов и частных инвестиций на концессионной основе.
После завершения реконструкции участков Алматы - Хоргос, Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области им предлагается придать статус платных. Кроме того, предлагаются к реализации на концессионной основе в первую очередь проекты строительства и реконструкции участков автомобильных дорог Астана - Караганды, Алматы - Капшагай, Бейнеу - Актау, Бейнеу - Шалкар, Караганды - Балхаш - Капшагай, Уральск - Каменка - граница РФ.
|
Платный хайвей. Для Запада - обыденность, для нас - прорыв |
“НП”: Когда за проезд по автобану Астана - Боровое начнет взиматься оплата?
МТК: Ожидается внедрение платности на данной дороге с 2010 года.
“НП”: Какова будет стоимость проезда по дороге?
МТК: На сегодняшний день предположительный размер платы будет составлять от 2 до 4 тенге за 1 километр для легковых автомобилей, от 4 до 6 тенге за 1 км для микроавтобусов и от 6 до 10 тенге за 1 км для грузовых автомобилей, автопоездов и больших автобусов.
“НП”: Что будет представлять собой система ITS и кто будет осуществлять строительство этой системы?
МТК: В целях безаварийного функционирования автобана планируется внедрить интеллектуальную транспортную систему (ITS), которая предусматривает наличие на протяжении всей дороги видеонаблюдения, контроля за скоростным режимом и весовыми параметрами движущихся автотранспортных средств. Система позволит обеспечить управление дорожным движением в реальном времени.
Устройство интеллектуальной транспортной системы и пунктов сбора платы за проезд и передачу в эксплуатацию автобана в целом планируется реализовать на концессионной основе. В декабре планируется объявить конкурс на привлечение потенциального концессионера.
“НП”: Каков принцип работы системы ITS?
МТК: ITS является комплексной автоматической системой мониторинга и управления дорожным движением. В состав ITS входят следующие подсистемы: системы видеонаблюдения, дорожные знаки переменной информации и информационные табло. Вся информация будет стекаться в 2 центра управления движением, расположенные в Астане и Щучинске. Такой подход к контролю процесса дорожного движения в первую очередь обеспечит оперативной информацией как водителей, так и специальные службы, например, МЧС или дорожную полицию.
“НП”: Какой экономический эффект планирует получить государство от автобана?
МТК: По оценкам западных экспертов, каждый доллар, вложенный в строительство дороги, приносит порядка 3-5 долларов выгоды. Для Казахстана эксперты приводят схожие цифры.
“НП”: На сколько лет планируется “сдать” дорогу концессионерам?
МТК: Эксплуатацию дороги с содержанием системы ITS планируется передать в концессию сроком до 22 лет. Далее будет рассмотрена целесообразность продления договора. А эффективный срок будет определен при разработке ТЭО и уточнен при проведении конкурса и переговорах с потенциальным концессионером.
“НП”: Могут ли быть применены к концессионерам штрафные санкции, если они не будут выполнять условий договора, например, вовремя производить ремонт дорожного полотна? Какие возможные штрафные санкции будет подразумевать договор концессии?
МТК: На сегодняшний день разрабатывается типовая конкурсная документация и типовой договор для концессионных проектов, где предусматриваются обязанности и ответственность концессионера. Одной из главных обязанностей концессионера является обеспечение бесперебойного и безопасного движения по дороге в течение периода концессии. Естественно, будут предусмотрены штрафные санкции за ненадлежащее исполнение условий договора, например, несвоевременное выполнение ремонта дорожного покрытия и сооружений, некачественное содержание дорог и обстановки пути.
P.S. Проект строительства нового автобана именно на концессионной основе зрел давно, однако государство, возможно, не смогло найти достойного партнера в этом деле. Поэтому средства были взяты из бюджета с надеждой найти уже, по сути, бесполезного концессионера в будущем 2010 году.
Из официального сообщения ясно, что потенциальный концессионер обязан следить за состоянием дорожного полотна и за системой ITS. Однако, согласно неофициальным источникам, их будет несколько - преимущественно владельцы придорожных комплексов. Правда, зачем это нужно государству, если взять во внимание экономический эффект, описанный выше (где на один вложенный доллар можно получить три прибыли), непонятно. |