|
Алла Иванилова С каждым годом проблема парковочных мест в Астане становится все более актуальной: машин больше, а свободных для стоянки авто территорий все меньше и меньше. Теперь власти решили пойти по пути рыночному: внедрить в городе систему платных парковок
Долгое время чиновники не предпринимали ничего, чтобы как-то урегулировать проблему с парковками в Астане. Причина такого “бездействия” банальна - в бюджете не было денег на строительство парковок, а инвесторов, даже при условии предоставления льготных земельных участков, такой “бизнес” не воодушевлял. Хотя нельзя сказать, что ничего не делалось. В старом городе по проспекту Республики немецкими специалистами был построен самый большой в Астане подземный 4-уровневый паркинг на 250 машин. Зарубежные строители использовали инновационный метод - “стена в грунте”, который защищает котлован от обрушения, а также от грунтовых вод. В преддверии международной специализированной выставки ЕХРО-2017 городские чиновники еще раз вернулись к вопросу парковок. Анализ парковочной инфраструктуры показал, что острая нехватка наблюдается в старом и новом центрах столицы, а также в локальных районах вблизи крупных административных и торговых центров. Поэтому приняли решение о поочередном внедрении системы платной парковки. Проект начинали детально прорабатывать с участием международных консультантов с 2013 года. Проанализированы лучшие технологии, и некоторые из них внедряют в Астане. Первоначально планировали, что платные парковки на правом берегу появятся уже во втором полугодии 2014 года. Но этого не произошло. Теперь заявлены новые сроки - август-сентябрь текущего года. Под них определены два основных квадрата в старом центре и на Левобережье: территориальная зона между проспектом и улицами Туран, Сарайшык, Орынбор и Сыганак и проспекты Богенбай батыра, Республики, Набережная, проспект Сарыарка. В общей сложности это девять тысяч парковочных мест, разбитых на 259 участков вдоль улично-дорожной сети. Их границы будут обозначены двумя способами - дорожными знаками и разметкой. Инициаторы проекта уверяют, что организация дорожного движения не поменяется. При этом появится система информирования, которая позволяет найти свободное парковочное место. Что касается оплаты, то на первом этапе предусматриваются единые тарифы, чтобы понять загруженность парковочных зон - сколько и в каких районах. По расчетам стоимость должна составлять 182 тенге за час, но, учитывая социальную значимость, предлагается сумма в 150 тенге, которая, как обещают, не будет меняться на протяжении года. При этом плата будет взиматься только в дневное время. Для льготных категорий граждан парковка бесплатная. В следующем году будет дифференциация. Технология расчета заключается в бенчмаркинге - учитываются условия жизни людей, средние зарплаты, стоимость проезда на общественном транспорте. Из этих данных будет складываться минимальный и максимальный диапазон тарифов, которые также будут формироваться с точки зрения окупаемости, поскольку это инвестиционный проект. На первом этапе предусматривается введение в тестовом режиме 910 платных парковочных мест на Левобережье столицы - вдоль бульвара Нуржол, улиц Акмешит и Туркестан. После того как система будет протестирована, плата будет взиматься повсеместно. На втором этапе предусмотрены резидентные разрешения для жителей домов, расположенных рядом с платными парковками. Взимать плату будут не люди в жилетах, а используют современные технологии - систему паркомата: на 40 парковочных мест один паркомат. Также будет более двух тысяч терминалов оплаты, то есть целая сеть, с помощью которой можно будет оплатить парковку точно так же, как пополнить баланс на телефоне. Но самый “главный инструмент” - мобильное приложение. В Москве, к примеру, в 75 процентах случаев оплата совершается через мобильное приложение. Это самый простой и удобный способ оплаты: можно купить абонемент, “привязать” банковскую карту, посмотреть штрафы и так далее. Конечно, идея парковаться платно не пришлась по душе многим астанчанам, как, впрочем, и жителям других городов, где распространено это явление. “Это плата за воздух, это же уличная сеть, дорога, почему с меня берут деньги?” - недоумевают многие. Однако немало тех, кто ратует за подобную инициативу. В городе проводилось социологическое исследование, согласно которому 50-60 процентов астанчан, которые пользуются транспортным средством, готовы платить за парковочное место. Таким образом, власти хотят не только разгрузить от транспорта центральные улицы, но и мотивировать людей использовать транспортное средство не в течение целого дня, “пересадить” на общественный транспорт. Кстати, сейчас жители многих больших городов вообще отказываются от транспорта. Как минимум пересаживаются с большого на маленький - это экономично, эффективно и удобно. К тому же инициаторы проекта предлагают по-другому взглянуть на платные парковки. Это дает возможность всегда найти свободное место для своего “железного коня”, планировать поездку, да и уравнивает права всех автомобилистов с точки зрения пользования общественным благом. Конечно, без наказательной системы здесь не обойдешься. К примеру, Нью-Йорк собирает 100 миллионов долларов в год за платную парковку и 400 миллионов долларов штрафов. В Астане тоже будут штрафы и эвакуация авто злостных нарушителей. Однако чиновники уверяют: “Целью данного проекта является не взимание платы, не пополнение бюджета, а снижение нагрузки на улично-дорожную сеть”.
Астана |