|
Алан Байтенов
С 1 января этого года в силу вступил новый Административный кодекс. Конечно же, все изменения мы рассмотреть не можем физически. Однако главу, посвященную транспорту, мы постараемся разобрать. Если сказать еще точнее - приведем моменты, которые касаются не только автолюбителей, но и всех тех, кто так или иначе связан с транспортом.
Кстати, новый Кодекс, вопреки ожиданиям и сообщениям некоторых средств массовой информации, не принес серьезного ужесточения наказаний за самые популярные нарушения на дорогах - многие моменты остались без изменений. И в случае чего это не мешало бы помнить
2015 год принес довольно значимые изменения в сферу использования дорожного транспорта. Так, с 1 января 2015 года вступили в силу Закон “О дорожном движении” и, как мы уже сказали, новый Административный кодекс. К тому же 7 января вступили в силу новые “Правила дорожного движения”. Теперь, согласно нормам этого документа, каждый автолюбитель Казахстана должен включать ближний свет фар, ходовые огни или противотуманные фары днем в любом месте. Раньше, как мы помним, это правило работало только за пределами городов.
Но сейчас не об этом. Итак, новый Административный кодекс. Первое, что явно бросилось в глаза - изменение структуры Кодекса. К примеру, в старом документе глава “Административные правонарушения на транспорте, в дорожном хозяйстве, связи и информатизации” имела номер 27. В новом же Кодексе эта глава имеет номер 30 и несколько изменено ее название. Теперь она называется немного иначе: “Административные правонарушения на транспорте, в дорожном хозяйстве”. По всей видимости, это говорит о более конкретной направленности на транспортную сферу.
Что же касается самих изменений, по некоторым моментам меры наказания, можно так сказать, уточнены. К примеру, в статье 562 “Повреждение транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования” указано - вандалов, которые портят “внутреннее оборудование”, в том числе и общественного городского транспорта, заставят заплатить десять МРП. То есть 19 820 тенге. Напомним, что в этом году 1 МРП составляет 1982 тенге. В старом Кодексе за этот проступок могли наказывать по-разному - от трех до десяти МРП.
Изменилась и статья под названием “Нарушение правил поведения на воздушном судне” (номер 566). Теперь, если не прислушаешься к указаниям командира или члена экипажа, но твои действия не создадут угрозы безопасности полета, оштрафуют на три МРП (5946 тенге). Было предупреждение или штраф в размере двух МРП. А если воспользовался сотовым на любом из этапов полета - выпишут штраф в размере пяти МРП (9910). Раньше могли сделать предупреждение или оштрафовать на один МРП. Теперь, согласно новым нормам Кодекса, необходимо вести себя прилежнее не только на земле.
Дороги - дороже
Но мы подходим к более приземленным нарушениям, точнее традиционным. К примеру, статья, посвященная нарушению правил эксплуатации транспортных средств (номер 590). Здесь многое осталось без изменений. К примеру, наказание за нечитаемые, установленные с нарушениями знаки осталось прежним - пять МРП (9910 тенге). Это же касается и их отсутствия - штраф десять МРП (19 820 тенге). Без изменений наказание за установку “заведомо подложных или поддельных” номеров - до пятнадцати МРП для физических лиц (29 730 тенге). Без изменений и ответственность за управление транспортом с поддельными номерами - двадцать МРП для физических лиц (39 640 тенге) или лишение прав на один год.
А вот и кое-что новое. В пункте 8, который касается выпуска транспорта на рейс, появилось четкое разграничение на субъекты малого и среднего предпринимательства. Есть и небольшое ужесточение наказания. Теперь, если контора не провела предрейсовый техосмотр и допустила водителя без медосмотра на дорогу, ее оштрафуют на тридцать МРП (59 460 тенге). Это для субъектов малого предпринимательства. Раньше было двадцать МРП. Для “средних” компаний штраф составит 40 МРП (79 280 тенге). Было двадцать. Для “крупных” - пятьдесят МРП (99 100 тенге). Относительно последних ничего не изменилось.
Здесь же рассказывается и об отсутствии государственного технического осмотра. Штраф подрос - пять МРП (9910 тенге). Было три МРП.
Мы подошли к следующей статье, которая касается практически каждого автолюбителя - “Пользование водителем при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией”. Здесь, как оказалось, также без изменений - первый раз пять МРП (9910 тенге), повторно за год - десять МРП (19 820 тенге). Единственное - штраф, как и в других случаях, конечно же, подрос. Но это связано с увеличением размера МРП. В прошлом году он составлял 1852 тенге.
Как оказалось, не изменилось наказание и за самое популярное нарушение ПДД - превышения скорости. Поэтому просто еще раз напомним. Так, превысив скорость от 10 до 20 километров в час, получишь штраф в размере десяти МРП (19 820 тенге). Если превысишь скорость от 20 до 40 километров в час, отдашь 15 МРП (29 730 тенге). А превысил скорость на 40 километров в час, придется заплатить 30 МРП (59 460 тенге). Повторил любое из перечисленных нарушений в течение года, будешь должен государству 40 МРП (79 280 тенге). Опять-таки штрафы немного подросли, но только из-за изменения значения МРП.
Но есть изменения в статье “Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов и другие грубые нарушения правил дорожного движения”. Изменился пункт, касающийся перевозки опасных грузов. Теперь за нарушение этого пункта физическое лицо оштрафуют на двадцать МРП (39 640 тенге). Было - от пяти до десяти МРП. Малого предпринимателя на тридцать (59 460 тенге). Было - от десяти до тридцати МРП. “Среднему” выпишут штраф на сорок МРП (79 280 МРП). “Крупному” - на пятьдесят МРП (99 100 тенге). Было от тридцати до пятидесяти МРП.
Есть и другие изменения, касающиеся перегруза, габаритов и отклонения от маршрутов. Но сейчас мы их давать не будем, так как в новом законе эти моменты расписаны очень объемно и подробно. Более того, эта информация несколько специфична, так как касается в основном транспортных компаний. Тем более, что Кодекс находится в свободном доступе и специалистам не составит труда выловить все что нужно.
Практически в том же виде нам предлагают статью под названием “Нарушение правил проезда перекрестков или пересечение проезжей части дороги”. В новом Кодексе статья за номером 594. Это касается соблюдения разметки и некоторых действий, которые могут привести к затору на дорогах. Единственное изменение - некоторое послабление за повторное нарушение пунктов в течение года. Теперь это пятнадцать МРП (29 730 тенге). Было двадцать МРП.
Не изменились положения и в статье, посвященной правилам маневрирования. Поэтому только напомним - не включил “поворотник” - штраф пять МРП (9910 тенге). Развернулся или сдаешь задним ходом там, где это запрещено - десять МРП (19 820 тенге). Не уступил дорогу транспорту, имеющему право преимущественного проезда - пятнадцать МРП (29 730 тенге). Нарушил еще раз в течение года - двадцать МРП (39 640 тенге).
Осталось прежним и наказание за “неправильную парковку”. Напомним, что игнорирование “Стоянка запрещена” и “Остановка запрещена” по-прежнему стоит десять МРП (19 820 тенге). Парковка “вторым рядом” - двадцать МРП (39 640 тенге). А если решишь встать на месте, которое предназначено для инвалидов - оштрафуют на пятьдесят МРП. То есть на 99 100 тенге.
Наказание осталось прежним и в случае проезда “на красный” - десять МРП (19 820 тенге). Это касается и момента, когда не пропустил пешехода - штраф 19 820 тенге. Здесь же и создание “аварийной ситуации” - штраф 19 820 тенге. Если повторно - лишение прав сроком до шести месяцев.
Ну и, наконец, статья, посвященная нетрезвому вождению. Некоторые источники давали информацию, что якобы в новом Кодексе за такой проступок могут посадить на 90 суток. Как оказалось - это неверная информация. Максимальное наказание, которое возможно в рамках этой статьи, - 30 суток административного ареста. Конечно, основные положения остались без изменений. Самый простой случай - лишение прав на три года. Если поймали нетрезвым и твои действия привели к созданию аварийной обстановки - лишение прав на четыре года. “Действия повлекли вред здоровью” или нанесли ущерб другому транспорту - пять лет лишения права управлять автомобилем. Повторно за год после истечения наказания - арест на пятнадцать суток и лишение на шесть лет. Но если и в этот раз не успокоился и, как только забрал права, тут же совершил подобное еще раз - административный арест на тридцать суток и лишение прав на десять лет. Как мы видим, никакого ужесточения наказания в этой редакции Кодекса нет. Не исключено, что перед выходом документа планировали ввести подобное усиление режима, однако по каким-то причинам решено было оставить все как есть.
Кстати, новый Административный кодекс также сурово относится к пешеходам как к нарушителям правил дорожного движения. Согласно старой редакции, за систематические нарушения ПДД пешехода могли посадить на трое суток. Равно как и другого “рецидивиста”. В актуальной версии - также.
Мы постарались привести те статьи, которые наиболее часто вспоминают на дорогах. Ведь у нас, чтобы защитить себя, необходимо разбираться в законах не хуже самих полицейских.
“НП” продолжит тему изменения законов дороги - в ближайших номерах мы рассмотрим наиболее значимые изменения в новых “Правилах дорожного движения”. |