|
Что нам известно о Боливии? Ну, во-первых, что в компании с Перу и Колумбией эта страна сегодня является основным поставщиком кокаина на мировой рынок. Во-вторых, Боливия обладает вторыми по величине запасами природного газа в Южной Америке после Венесуэлы и богата другими полезными ископаемыми. Тем не менее она остается беднейшим государством континента. В-третьих, имя президента Боливии, вероятно, более известно, чем сама Боливия. Это лидер партии “Движение к социализму” Хуан Эво Моралес, человек весьма медийный и настоящий индеец.
Для нас же Боливию открывает известный казахстанский байкер и друг “НП” Дмитрий Петрухин
По его признанию, Боливия всегда влекла нашего мотобродягу. Возможно, потому, что он - большой поклонник Че Гевары? Когда прокладывал дальнейший маршрут во время остановки в Бразилии, его подмывало сразу двинуть в Боливию: страны граничат друг с другом, да и по расстоянию это довольно близко. Но тогда пришлось бы перекраивать маршрут так, что некоторые другие страны вообще выпадали. А вот теперь, спустя долгие месяцы передвижения по Южной Америке, дорога, наконец, привела Дмитрия Петрухина в Боливию.
Но прежде попросим Дмитрия Ивановича рассказать, как он сюда докатился.
После покорения чилийской пустыни Атакама, говорит байкер, он решил двигаться по короткой горной дороге в сторону самого крупного города Боливии - Ла-Паса. Следует сказать, что обычные путешественники предпочитают посещать Боливию со стороны Перу. Даже местные жители, по словам Петрухина, предостерегали его о плохой затее и отговаривали. На первый взгляд, он уперся, хотя нам признался: просто не было выбора.
- Если я заеду в Перу, а затем в Боливию, то обратно в Перу меня уже не пустят, виза-то одноразовая!
Но даже не это определило выбор. На выезде из Чили, на развилке Перу - Боливия, он решительно повернул в сторону второй, поскольку знал, что на пути одно из самых высокогорных озер в мире - Чунгара (4570 метров над уровнем моря)! И только с этой дороги можно попасть к озеру. Оно - чилийское. От него до границы с Боливией остается меньше десятка километров.
- Я тщательно искал любые байкерские отчеты или просто сообщения о посещении этого озера. Но кроме фотографий, сделанных специальными экспедициями, ничего так и не нашел. Признаюсь сразу - это несколько бредовая идея: подняться на мотоцикле на такую высоту и вообще двигаться на нем по этим горам. И лишь чрезмерная моя упертость дала силы преодолеть такие испытания. Уже на высоте трех тысяч меня стала одолевать зевота и появилась одышка. А на подъезде к озеру заметил, что тормозные колодки на заднем колесе и само колесо забрызганы маслом. Поверхностный осмотр не выявил какой-либо неисправности. Значит, масло выливалось через заливное отверстие? Под каким же углом нужно двигаться, чтобы масло нашло выход через верх? Чудеса... Забегая вперед, скажу, что когда в Перу я спустился на нулевую отметку, утечка масла прекратилась. Но в тот момент я испытал небольшую панику из-за опасения остаться в горах без тормозов.
Свидание с озером
Чунгара хоть небольшое озеро, но оказалось сказочно красивым. Лежит в обрамлении снежных вершин, среди которых двойной вулкан Пайячата, еще вулкан Гуальятири, гора Сахама. На склонах можно обнаружить полудиких лам, а у воды - фламинго. И никого из людей.
- Кстати, на протяжении этого пути я не заметил ни одной легковой машины, не говоря уже о мотоциклах, - обеспокоен байкер. - На дороге только дальнобойные тягачи-трейлеры. Даже стали появляться нехорошие мысли о том, что на границе могут и не пропустить мой мотоцикл. Предчувствия не обманули: на оформление временного ввоза байка потребовалось ровно 12 часов! Ну никак не могли они оформить ввоз, никто не хотел брать на себя ответственность. Уже в час ночи сам начальник боливийского таможенного поста дал указание запустить меня в страну.
- Перед самой границей я зашел в придорожное кафе, которое напомнило мне такие же на трассе Караганда - Балхаш, - продолжает Петрухин. - Сидят веселые дядьки-дальнобойщики и с удовольствием поедают подобие борща и макароны с тефтелями. Да только я не смог осилить эту еду, так меня шатало, кружилась голова и тошнило. Понял: началась “горняшка” - горная болезнь. Понятно, быстро адаптироваться к такой высоте невозможно. Сказать по правде, на всем пути по Боливии, который пролегал на высоте от 3000 до 4500 метров, я чувствовал себя больным и раздавленным.
Ночь. Температура около нуля. Пронизывающий ветер. До ближайшего населенного пункта километров шестьдесят. Холод меня не так сильно беспокоит, как высота. Когда я глянул, на какой высоте находится Ла-Пас, настроение совсем упало: четыре тысячи! Как они тут живут?! То и дело гипнотизирую высотомер - в надежде, что начался уже спуск с этих гор.
Эти 60 километров в ночи меня чуть не доконали. Дорога узкая, чтобы разъехаться со встречной машиной, нужно едва ли не останавливаться. То справа, то слева обрывы, за ними глубокие пропасти, при малейшей ошибке улетишь - и никто не найдет. Да и будет ли искать? Вот где страху натерпелся! И ведь ни к кому не “упадешь на хвост”, потому как машины ночью почти не ездят. Когда все же добрался до ночлежки (гостиницей это назвать трудно), впервые в этом мотопробеге завалился, даже не раздеваясь. Но при всей моей физической и нервной усталости не шли ни сон, ни еда... Решил отложить комфортный отдых до приезда в самый большой город Боливии, до которого осталась какая-то сотня километров.
Ла-Пас! Это хоть и не столица, но вся политическая и экономическая активность сосредоточена именно здесь. Ла-Пас расположился в огромной яме с перепадом высот в 1000 метров. Верх города забрался на отметку 4000 метров, а низ лежит на 3000 метров.
- И с каким удовольствием я спускался в эту яму, чтобы хоть как-то привести себя в порядок! - делится байкер. - А что увидел? Город напоминает пакистанский Карачи: грязь, мусор, много попрошаек, ужасные дороги, туристов не видно, байкеров тем более не встретишь.
Местная валюта - боливиано - красивая и довольно сложная по рисунку. Но продавцы в магазинах тщательно проверяют купюры. Видимо, подделывают эти деньги. Так часто бывает. Где орудуют наркодельцы, там не отстают и фальшивомонетчики.
Мне сказали, что, если я поеду в Сукре - столицу Боливии, ни в коем случае не следует съезжать с трассы: кругом много плантаций, где выращивают коку. Охранники этих территорий могут и подстрелить ненароком.
Проехав по Ла-Пасу, байкер отправился в сторону Перу: все основные достопримечательности находятся именно по этой дороге. В первую очередь, это озеро Титикака. Это достояние двух государств - и Боливии, и Перу, по высоте немного уступает чилийскому озеру Чунгара. А еще путешественника ждут развалины древнего города Тиуанако, потухший вулкан Сахама и солончак Уюни.
- Боливия - холодная страна. Средняя температура - около 10 градусов тепла. А народ тем не менее весьма доброжелательный. И любознательный.
По всей стране проблема с бензином, на АЗС очереди. Пришлось договариваться с заправщицей, чтобы выдала “из-под прилавка” хотя бы 10 литров. Этого как раз хватило, чтобы добраться до границы с Перу.
Здесь я увидел первых после долгого перерыва иностранцев - канадцев! - радуется Петрухин. - Жизнь здесь кипит, не сравнить с чилийско-боливийской границей! И высота в этом месте всего-то чуть более двух тысяч метров. Так что и дышится легче, и настрой другой. Эти канадцы, видимо, старые волки-путешественники. Узнав, каким маршрутом я попал в Боливию, они долго кивали головами в знак уважения. Из их разговора я понял, что они хотят пройти по моему пути и даже специально заказывают микроавтобус с водителем для путешествия по Боливии. Напоследок взяли у меня интервью. Представляю, как сложно им придется переводить мою англо-русско-казахскую речь для своего телеканала.
Очередная страна позади. Путешествие продолжается!
На связи с байкером Константин Маскаев |