|
Алан Байтенов
Согласно традициям, подписание главой государства одобренного мажилисом и сенатом законопроекта занимает месяц. По неофициальным данным, с законопроектом “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения” все произойдет быстрее. Как это бывает обычно, мнения по самому скандальному законопроекту разделились. Попробуем же рассмотреть, что будет с нами в новых, более жестких условиях, и будет ли идея закона работоспособна при нашем укладе общества
Итак, нас с вами вот-вот окунут в новый закон. Вообще, интересно, как все недоразумения, простите, разночтения, испарились в одночасье. Чудесным образом, а именно решением согласительной комиссии в самый кратчайший срок были преодолены 52 поправки, которые, помнится, произвел сенат. При этом упор в этом законопроекте сделан в основном на ужесточение взысканий за правонарушения.
Об этом говорил на пресс-конференции вице-министр внутренних дел Алик Шпекбаев, предположив, что принятие законопроекта снизит количество ДТП, травм и увечий на 10-15 процентов. При этом не упомянув, на сколько поднимется уровень коррупции.
Негласное правило “развода” на дороге - половина штрафа. И если сумма штрафа возрастает в 2 раза, следовательно, и стоимость откупа так же. И все останется на том же месте, что и сейчас. Ничего нового не произойдет.
|
Не “разводитесь” на новые правила. Закон еще не подписан |
Народу, как всегда, будет проще откупаться, и даже антикоррупционные талоны здесь не помогут. Кто согласится оплачивать штрафы в полном размере?
Такой подход выгоден всем сторонам: деньги с правонарушителя взяты, а 200-долларовый депозит не тронут. Так сказать, есть задел на будущее.
Сама идея ужесточения наказаний за правонарушения на дороге, конечно же, перспективна. Как всегда, на помощь пришел опыт зарубежных стран, именно по принципу их законодательств сделаны прогрессирующие наказания, ужесточающиеся от случая к случаю. Там это действительно работает. Там жить по закону престижно.
Но у нас, как известно, все мерят своим аршином, и для того, чтобы внедрять что-то западное, желательно учитывать местный менталитет. Ужесточение штрафов может, наоборот, подстегнуть коррупцию на дорогах. Но главное - куда пойдут эти увеличившиеся в несколько раз потоки средств?
Конечно, закон еще не принят, но то, что есть сегодня - очередное набивание карманов. Другое дело, если разработать четкий и прозрачный механизм применения этих средств. Первое, что приходит в голову, конечно же, нужды города.
Необходима непосредственная связь между новыми, более высокими штрафными ставками и улучшением обстановки вокруг нас. То есть чтобы законопослушный гражданин уверовал в новую систему штрафов, как в объективную меру, от применения которой будет лучше ему самому в первую очередь.
Это касается и электронных платежных средств, с помощью которых можно уладить нарушение на месте. Идеальный сценарий был бы таков, чтобы каждый водитель мог отслеживать средства, оплаченные с его талона, до последнего пункта назначения: пошли ли деньги на улучшение инфраструктуры города или же совершенно в другом направлении. Как-никак, это электронное платежное средство и отследить проводки по счетам не так уж и сложно. Иначе закон, конечно, будут соблюдать, но представьте, какое настроение будет в массах.
Хотя наличие такого механизма всего лишь полдела. Деньги еще должны попасть на счета. Ведь с существующей системой, да еще и с такими высокими штрафами народу будет проще и дешевле откупиться. Отчего снабжение внутрисистемной коррупционной пирамиды перейдет на усиленный, особо питательный режим. Введение нового закона, наверное, как раз то время, когда необходимо попытаться сломать сложившийся порядок. Конечно, мы не профессионалы в борьбе с коррупционными явлениями и, возможно, наши суждения несколько наивны, но кое-что предложить все-таки хотели бы.
В первую очередь необходимо пересмотреть ситуацию с оплатой труда сотрудников полиции. Если им будет хватать, они реже будут брать больше. Хотя “отстегивания” наверх все же сохранятся, но уже будет сделан первый шаг - рядовой инспектор не будет целенаправленно искать автора будущего штрафа, следовательно, и судить будет объективней. Что же касается пирамиды, то ее можно также попытаться разрушить. Причем опять-таки за счет рядовых инспекторов. Не секрет, что туда принимают на работу лишь с условием, что придется “отстегивать” наверх.
Так, может, при приеме на такую службу, где высок риск “взять”, полагаться не только на внутриведомственный отдел кадров, но усложнить этот порядок дополнительными критериями, которым должен соответствовать кандидат, и следить за чем обязать специальное подразделение. Возможно, тогда существующая ныне пирамида скукожится от сегодняшних “хеопсовских” размеров до более скромных. |