|
Василина Воркова
Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А.Кастеева и Британский совет провели день открытых дверей “Войлок своими руками”, посвященный искусству современного и традиционного войлоковаляния в Казахстане. В течение всего дня в зале народно-прикладного искусства Казахстана проходили экскурсии, британская художница Хэзер Бэлчер и казахстанская мастерица Кулян Жангутты демонстрировали технику войлоковаляния, а у посетителей была возможность своими руками изготовить сумки, небольшие панно, игрушки, цветы и бусы
Мероприятие было проведено в рамках регионального проекта “Новый шелковый путь”. Это двухгодичный проект Британского совета с привлечением в качестве тренеров специалистов из Великобритании. Как призналась Айнура Аширова, менеджер программ по искусству Британского совета, идея проведения дня открытых дверей родилась у нее тогда, когда она побывала на аналогичных мастер-классах в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Музей Виктории и Альберта, который обладает крупнейшей в мире экспозицией предметов дизайна: изделиями из стекла, фарфора, керамики, драгоценных металлов, текстиля, большими коллекциями произведений живописи, скульптуры и шедевров фотографии, - последнюю пятницу каждого месяца приглашает специалистов и проводит мастер-классы по определенной тематике, будь то вязание или веб-дизайн. Такие мероприятия привлекают внимание тысяч горожан и туристов, желающих научиться чему-то новому и сделать все своими руками.
Британская художница Хэзер Бэлчер продемонстрировала технику войлоковаляния, отличную от той, которая обычно применяется мастерами в Средней Азии. Специалисты объясняют это тем, что овечья шерсть наших местных пород намного толще и жестче, чем у английских или новозеландских пород. Те посетители, которым довелось поработать с мягкой шерстью, привезенной из Англии, получили массу удовольствия от процесса изготовления сумочек и небольших панно под руководством Хэзер Бэлчер.
Для своих работ Бэлчер использует чистую, мягкую, окрашенную мериносовую шерсть, которую она расчесывает с помощью кардочесальной машины. Это самая техническая часть оборудования, которое она использует как художник по войлоку. В процессе расчесывания она смешивает несколько цветов и регулирует толщину слоя волокон шерсти.
Чтобы из волокон шерсти получить войлок, Хэзер покрывает несколько слоев шерсти хлопковой тканью и смачивает водой, чтобы волокна шерсти лучше сцеплялись друг с другом. Иногда она использует мыло, так как пена облегчает процесс войлоковаляния, что особенно важно при изготовлении полотен большой площади, а ткань не позволяет волокнам смещаться, искажая рисунок.
Как признается художница, процесс войлоковаляния с использованием ткани занимает больше времени, чем при использовании циновки, но зато позволяет контролировать процесс на всех стадиях. Как только волокна начинают скрепляться между собой, ткань убирается и появляется возможность внести коррективы, если необходимо.
Хэзер Бэлчер начала работать с войлоком в 1983 году перед выпуском из университета. Идея работать с войлоком у нее появилась, когда на одной из лекций председатель производителей войлока в Англии Мери Буркет представила несколько вещей из войлока, в числе которых было пальто, поразившее юную художницу.
- Войлок интересен для меня тем, что он напрямую связан с одеждой древних людей, возможно, это первый материал, который они начали использовать после шкур животных. Это - нетканая конструкция, и она может служить метафорой кожи. Физическая материальность войлока напоминает текстуру кожи и обозначает границу между “частным я” и “общественной идентификацией”. Я делала шляпы, сумки, подушки для продажи в магазинах, но больше мне нравится создавать из войлока предметы искусства. Мои работы связаны с одеждой человека, но не для того, чтобы их носить. Такая одежда, с одной стороны, напоминает о присутствии человека, с другой - подчеркивает отсутствие тела человека, - говорит Хэзер.
В 2004 году художница получила заказ на изготовление нескольких работ для Национальной коллекции современного текстиля в музее Нотингемского замка. Исследовав коллекцию костюмов этого музея и изучив образцы швейных изделий XIX века, она сфотографировала эти образцы и напечатала изображение на войлочном полотне. В другой своей работе она использовала фотографию своей матери, которая шьет образец кармана, а также изготовила изнаночную и лицевую стороны кармана из войлока.
Очень интересна ее работа с изображениями мух, как будто сидящих на работе из войлока. Хэзер объяснила, что, когда люди видели эту работу, они, например, не могли понять, сидит ли муха на работе или она нарисована, часто возникали предположения, что автор поместила между волокнами настоящих мух. Но на самом деле - это фотография, напечатанная на войлоке. В работе “Прятки” она нарисовала чашку на обратной стороне войлочного полотна шерстью, чтобы рисунок как бы просвечивал через войлок.
В настоящее время Хэзер Бэлчер заинтересовалась идеями, касающимися тела. Работы, которые она делает, лишь принимают форму одежды. Она делает одежду из войлока и затем связывает с фоном из войлочного полотна - наполовину готовые предметы одежды и фон сваливаются вместе. Тогда одежда становится полностью не функциональной, что и является частью ее идеи.
- Я рассматриваю предметы одежды почти как объекты в живописи. Я действительно рисую предмет одежды. Я думаю о предметах одежды как о личном имуществе, которое просто находится вокруг нас. Но в одежде меня интересует, какую форму она принимает на фигуре человека, - признается художница.
Во многих ее работах одежда предстает вывернутой на-изнанку, чтобы были видны все швы и внутренние части, при этом вещи смотрятся, с одной стороны, прозрачными, с другой - очень плотными по структуре. Ей самой очень нравится двусмысленность, которую она создает в своих работах.
Также Хэзер рассказала, что войлок стал использоваться английскими художниками и дизайнерами всего 30 лет назад, до этого войлок ассоциировался только с производством шляп. По мнению Хэзер, дизайнерам в Англии стал интересен войлок, так как он обрабатывается вручную, а сейчас в Англии на пике популярности вещи, сделанные своими руками, - стекло, керамика и войлок - они как бы являются примером контраста ручной работы и механизации.
Важным элементом привлекательности войлока для производителей в Англии является разнообразие способов его обработки и дизайна. Эти способы пересекают все виды изготовления и оформления текстиля - нарисованные изображения и фотографии можно напечатать на поверхности, из войлока можно делать трехмерные объекты, можно скомбинировать его с трикотажем и текстильными тканями, по нему можно вышивать, его можно разрезать лазером и при этом он не осыпается.
Производители в Англии чувствуют, что войлок - инновационный, разнообразный материал, обладающий большим полем для деятельности. Художники и дизайнеры видят, что из войлока можно сделать практически все, что душе угодно, их привлекает теплота, защищенность и ассоциативность с кочевым образом жизни.
Хэзер Бэлчер немного рассказала о работах других английских художников по войлоку. Например, Рут Воллер, создавая подушечки и коврики, черпает вдохновение из мира растений и животных. Вдохновением для создания коврика, на каждом квадратном метре которого расположено 2 тысячи скатанных дважды войлочных шариков, послужила поверхность морской звезды. А Кристин Миллс из Уэллса использует в своих работах клеймо, которым фермеры помечают своих овец. На изнаночной стороне пальто она сделала оттиски из золота клеймом в виде буквы М, заключенной в круг, - это клеймо ее отца, первая буква ее фамилии. |