|
Айгерим Бейсенбаева
Казахстан посетил культовый парфюмер Жан-Пьер Гривори
Художественное искусство перестает быть искусством, если для его понимания и правильного восприятия необходим тщательный анализ. Так же обстоит дело и с ароматами.
Запах духов, по мнению культового парфюмера Жана-Пьера Гривори, либо притягивает, либо отталкивает. И объективных причин этому быть не должно - именно этот факт ставит парфюмерный шедевр на одну ступень с шедеврами изобразительного и музыкального искусства.
Ароматные шедевры, прославившие месье Гривори, - это парфюмерная серия, вдохновленная бессмертными произведениями самого значительного художника XX века Сальвадора Дали
Пробыв в Алматы всего одно утро, знаменитый парфюмер, президент французской компании Cofinluxe Жан-Пьер Гривори уже сумел представить, чем пахли бы духи, вдохновленные нашим городом. По словам гостя, это был бы настоящий микс ароматов, способный передать слияние стилей и культур, отличающих южную столицу и Казахстан в общем.
“Парфюм как произведение искусства” - таким был манифест амбициозного француза на заре его карьеры. Судьбоносным шагом в бизнес-плане его небольшой когда-то компании стало подписание контракта с самим Сальвадором Дали.
- Он эксцентричен, да. Но самым эпатажным поступком, свидетелем которого я стал, было подписание со мной договора, - рассказывает месье Гривори. - Моя компания была небольшой к тому времени. Ален Делон, к примеру, перед заключением контракта на использование его имени в парфюмерной промышленности, подробно расспросил меня, чем отличилась компания в прошлом, сколько на нашем счету контрактов с известными людьми, масштабы производства и так далее. Его интересовало все. Дали же пошел на это без расспросов и раздумий. Его не интересовало то обстоятельство - крупная у нас компания или нет.
|
“Явление лица Афродиты Книдской в ландшафте” |
Когда мне было 10 лет, крестная подарила мне альбом Дали, для меня он всегда был живой легендой. Многим до меня приходила в голову мысль использовать имя великого Дали для названия парфюма. Но если остальным нужно было только имя на флаконе, то мне от художника нужно было гораздо больше. Его идеи, концепции - то, что делает его работы шедеврами. Именно поэтому Дали сразу согласился. Он не упускал возможности творить...
В 1982 году был создан бренд Salvador Dali, и культовый художник принимал непосредственное участие в его создании.
Один из создателей сюрреалистического направления Дали, образно выражаясь, превращал в золото все, до чего дотрагивалась его кисть, к какой бы сфере деятельности это ни относилось. Любое его творение превращалось в легенду. Роман Дали с индустрией моды породил платья с накладными вставками, создающие образ женщины, отвечающей эротическим представлениям мужчины, туфли на пружинках, прозрачные манекены для витрин с водой и рыбками, имитирующими кровообращение, и тому подобные эпатажные изобретения. Художник также рисовал обложки для известнейших модных изданий, таких как Harper’s Bazaar и Vogue. Один из номеров последнего украсила его работа “Рождество”, обыгрывающая особенности стереоскопического зрения. Образы картины вошли в основу дизайна именных духов.
|
“Женщина с головой из роз” |
Когда Гривори пришел к художнику с предложением перевести его искусство в другое чувственное измерение, тот заканчивал работу над картиной “Явление лица Афродиты Книдской в ландшафте”. Именно черты лица Афродиты вошли в основу легендарных флаконов. Парфюмер не стал спорить. “Это бесполезно, - со смехом вспоминает Гривори, - тем более, что идея мне понравилась”. Сначала был изготовлен только один флакон - хрустальная скульптура весом в полкилограмма, которая в октябре 1983 года была выставлена в парижском Музее Жакмар-Андре. Только в таком виде можно было пустить производство шедевров на поток.
Флакон был выполнен из чистейшего хрусталя в форме губ и носа античной статуи Афродиты Книдской и весил почти килограмм. Каждый экземпляр был украшен автографом самого художника. Оставалось только наполнить легендарные флаконы волшебным содержанием.
Сальвадор Дали не ограничился творческим вмешательством в дизайн флакона. В основу парфюмерных композиций легли любимые ароматы художника - запах розы и жасмина.
|
“Рождество” |
Стратегия создания парфюмерной серии Salvador Dali была позаимствована из мира искусства - сначала создается шедевр, затем делается ограниченное количество пронумерованных копий и лишь после этого налаживается массовое производство репродукций.
На официальной презентации первого аромата от Сальвадора Дали в числе прочих знаменитостей присутствовала сама принцесса монакская Каролина. Духи в год своего выхода побили рекорды популярности. Драгоценные флаконы, воплотившие бессмертные образы сюрреалистических полотен Дали, содержали в себе магическую жидкость, способную сделать каждую женщину музой творческого гения. Это была не просто паковка духов, созданных художником, а сосуд и содержимое, которые изменили мир.
- Парфюм привлекал внимание и совсем юных девушек, и зрелых женщин, - рассказывает Гривори. - Это в очередной раз доказывает, что искусство - вне возрастных категорий и прочих рамок. Вдыхая запах хороших духов, ты не можешь прочувствовать всю сложную пирамиду ароматов, а воспринимаешь запах в целом. Это очень похоже на восприятие произведения художественного искусства, когда зритель не всматривается в отдельные мазки. Это то же самое, что разбивать мелодию на ноты.
Salvador Dali стал единственным ароматом, выпущенным при непосредственном участии великого сюрреалиста и мистификатора, история же серии продолжилась и после смерти художника. Флаконы, созданные впоследствии, был выдержаны в духе творчества Дали, и в их основе помимо “Рождества” и картины с лицом Афродиты Книдской лежали его известные произведения “Король Солнце” (1944 г.) и “Женщина с головой из роз” (1935 г.). По словам Гривори, влияние Дали неоспоримо и при создании поздних образцов серии. И не только в разработке дизайна флаконов.
“Прозрачный, невесомый флакон не может содержать агрессивный аромат. Как образец со знаменитыми рубиновыми губами, выполненный в насыщенных тонах, не может быть нежным, только подчеркнуто сильным и смелым”.
Классические духи Dali в хрустальном флаконе сейчас лимитированный продукт. Они не продаются в магазинах, их делают только на заказ и стоят они 2000 долларов. Как настоящее произведение искусства.
Справка “НП”
Жан-Пьер Гривори - всемирно известный парфюмер, родился в 1946 г. во Франции.
В 1970 г. окончил бизнес-школу в Париже. 1972 г. - менеджер по экспорту компании Eau de Cologne Mont St Michel. В 1976 г. создал фирму Cofci, выросшую в компанию Cofinluxe.
17 декабря 1982 г. подписал контракт с Сальвадором Дали на выпуск именных духов во флаконах, выполненных по дизайну С. Дали. В 1988 г. Фонд Энди Уорхолла выбрал Cofinluxe для создания лицензионных духов Andy Warholl имени короля поп-арта. В 2002 г. подписан контракт на выпуск духов Morgan de toi с концерном Morgan.
В 1986 г. Жан-Пьер Гривори номинирован на награду США FiF1 в области бизнеса, в 1995 г. назван менеджером года в мире. Компании Cofinluxe неоднократно награждалась международными призами за оригинальность упаковки.
Жан-Пьер Гривори - спонсор мероприятий по поддержке юных талантов. Владеет пятью языками. |