|
Анна Шелепова Работы художника-ювелира Виктора Сырнева известны в самых элитных кругах постсоветского пространства, а также в Европе и США. Его ожерелья и броши, серьги, кольца, браслеты и подвесы украшали самых разных, но, безусловно, известных и знаковых женщин планеты - Людмилу Гурченко, Валентину Матвиенко и даже Лору Буш, не говоря уже о женах олигархов... Виктор Сырнев родился в Екатеринбурге. Он является потомком Ивана Товостина, который прославился самой большой коллекцией древностей, найденных в курганах скифского времени. Эта коллекция хранится в нескольких музеях - Эрмитаже, в Киевском национальном музее и Минусинском музее. С детства у Виктора Александровича проявлялся интерес к рисованию, и отец порекомендовал сыну поступить в художественное училище на ювелира. Эта рекомендация определила всю его будущую жизнь. Виктор выучился на художника по металлу, отслужил в армии, работал на прославленном заводе “Русские самоцветы”, откуда впоследствии вышли самые известные в бывшем Союзе художники-ювелиры. Параллельно Виктор занимался тяжелой атлетикой. Добившись отличных результатов и в спортивной карьере, он был приглашен выступать за Киргизию. Так, в 1966 году Виктор оказался во Фрунзе (ныне - Бишкек). Там и остался. Установив несколько рекордов Киргизии в спорте, решил, что пришло время менять профессию, и вспомнил о ювелирном искусстве. Позже известность художника-ювелира вышла далеко за пределы нынешнего Кыргызстана, а его работы и по сей день сверкают в различных музейных и частных собраниях мира. Одной из значимых работ ювелира стала люстра в бишкекском Дворце бракосочетания. Под ней уже 18 лет женятся молодожены! Люстра в прямом смысле освещает новые жизни влюбленных сердец. - Люстра сделана из горного хрусталя, меди, латуни, эмали, витражного стекла, - рассказывает ювелир. - Начинается она от стены и продолжается на 16 метров к центру зала. Люстра развевается по залу словно фата, она кажется легкой и прозрачной.
|
Справка “НП” |
Работы художника-ювелира Виктора Сырнева находятся во многих музеях мира. В частности, в музее “Московский Кремль”, в музее декоративного искусства “Царицыно”, Кыргызском национальном музее изобразительных искусств, в ювелирном доме “Гольдшмидехауз” (Германия) и других. Виктор Александрович участвовал в более чем 130 персональных и коллективных выставках во всем мире. Среди них выставка “Орнамент” (Германия), “Искусство колец” и “Украшения в живописи” (США), “Базельворлд 06” (Швейцария).
|
- Виктор Александрович, с какими металлами Вы работаете? За свою практику удалось ли придумать какую-либо новую технологию обработки металлов, камней? - Все зависит от того, какая идея в целом. Мои друзья - ювелиры с мировым именами - делают украшения из расписного картона. Главное, чтобы была идея, вкус, чтобы украшения получались творческими, интересными. Было время, когда я много работал с алюминием. Увидел цинковое клише, решил, что и из него можно сделать украшения. Из цинка получилось тяжеловато, нашел тоненький алюминий. Полгода занимался алюминием. Вообще стараюсь максимально использовать любой материал. Сейчас больше работаю с серебром и золотом. Золото часто накладываю на серебро. Эту технологию назвал “Облачная парча”. Так называлась ткань, из которой шили одеяния китайским императорам. Работа с драгоценными металлами доставляет мне удовольствие сама по себе, а вот мой испанский приятель работает с пластмассой. У него целое направление украшений, в котором он соединяет драгоценные камни с пластмассой. Я убежден, что художник должен иметь арсенал своих авторских технологий, то есть обладать знанием материала в той мере, которая позволяет делать свои, пусть малые, технологические открытия. Мне нравится делать фактурные украшения, где металл сверкает, трепещет, пружинит; металл исполняет роль и жесткой конструкции, и воздушной среды; он то вбирает свет, то отражает его... Конечно же, такая свобода в преображении материала возможна только при доскональном знании его. - Как рождаются идеи? - Идея возникает сама по себе, когда увидишь какой-то материал. Нет ограничений и правил. Сижу как-то на кухне, вдруг слышу скрип. Выглянул в окно. Вижу - дед тащит разваленную детскую коляску, у которой качается колесо и издает скрип. Меня как осенило, я сразу представил, какой ювелирный предмет можно сделать, и придумал Pearl Chariot - такой передвигающийся объект из камней и драгоценных металлов. Он украшает интерьер одного банка. - Вы верите в значение камней? - Быть может, я вырос, когда считалась, что верой морочат людям голову... Я спокойно отношусь к разделению камней по гороскопам. - Расскажите о своих работах для vip-клиентов. - Мои ювелирные работы украшают интерьеры Райффайзен-Фолькс Банка (Германия), АзияУниверсалБанка (Кыргызстан). Если говорить о частных коллекциях, то можно сказать, что среди моих заказчиков широкий круг бизнес-элиты разных стран. Мои украшения есть у Валентины Матвиенко. Люся Гурченко несколько работ покупала, несколько украшений я ей подарил. На Каннском кинофестивале в 1972 году она была в моих украшениях... Мои украшения есть у Лоры Буш. События 11 сентября потрясли меня, и я решил в поддержку послать символичный подарок. Колье было выполнено из зеленого камня халцедона, который символизирует возрождение. К нему прилагалась красивая подвеска с жемчужиной. О жемчуге есть легенда, которая гласит: летел ангел над землей, увидел мир и заплакал. Слезинка ангела упала в море и превратилась в жемчужину... Идея украшения соответствовала событиям, которые произошли тогда в США. Я написал письмо, в котором пояснил значение этого подарка. Отправил и забыл, а через некоторое время мне присылают письмо из Белого дома. Сама Лора Буш ответила мне. Она написала мне слезное письмо, которое теперь хранится в моей мастерской в Бишкеке. |