|
Василина Воркова, Айгерим Бейсенбаева
В очередной раз жители южной столицы окунулись в пьянящую атмосферу восточной роскоши - свою новую коллекцию “Mevlana и молитва” представил турецкий дизайнер Эрол Албайрак. Показ моделей одежды известного модельера прошел в рамках выставки турецких товаропроизводителей UNISTYLE. Кроме этого дизайнер Эрол Албайрак выступил с докладом на тему “Мода и коммуникации” на Международной научно-практической конференции, организованной для алматинских модельеров и студентов специализированных вузов.
Подробно об этом событии - наши корреспонденты
Имя Эрола Албайрака уже широко известно в мире моды наряду с Эли Сааб и Абед Махвуз. К нему обращаются такие знаменитые дома моды, как Dior и Hugo Boss. Сам Эрол Албайрак - страстный любитель всего яркого. И его новая коллекция - лучшее тому подтверждение.
Дизайнер заставил зрителей совершить путешествие по странам Ближнего Востока, Африки и Азии, поделив коллекцию на части, согласно образу той страны, которая послужила ему источником вдохновения.
Следуя последним тенденциям среди ведущих дизайнеров, Эрол Албайрак обратился к национальному костюму и внес современные элементы в легко узнаваемые образы костюма древнего Египта, Китая, Индии и стран Ближнего Востока.
Повинуясь ходу истории, в первой части коллекции дизайнер представил вечерние наряды, навеянные чарующим миром Древнего Египта. Образ царицы Клеопатры прослеживался в каждом костюме: обилие золота, египетские символы царской власти, кобры на головных уборах, знаки письменности, геометрические украшения. В целом преобладали натуральные цвета пустыни: приглушенные песочно-желтый и коричневый. Все ансамбли были выполнены из мягкой тафты и атласа, расшиты золотыми стразами.
Традиционно-яркие национальные костюмы народов Африки вдохновили Эрола на создание следующей группы коллекции. Яркие, вибрирующие основные цвета спектра - красный, зеленый, желтый - придавали платьям экстравагантность и декоративность. Дизайнер предложил короткие платья с завышенной талией, обилием рюш и декоративными элементами из домотканой ткани. Платья были дополнены широкими браслетами ярких цветов и традиционными африканскими украшениями на всю длину шеи.
Целиком выполненная в голубых тонах третья группа моделей одежды создала летящий образ индийской девушки. Платья были скроены из шелковых платков с растительным орнаментом и расшиты бирюзой и бисером. В ансамблях присутствовали платья с завышенной талией и с диоровским силуэтом, летящие длинные юбки и традиционные индийские короткие кофточки.
Затем на подиум вышли девушки-бабочки, окутанные мягкими складками шелкового жаккарда. Хотя по силуэту платья можно было отнести, скорее, к современному стилю нарядной одежды, однако при крое жакетов была использована традиционная китайская техника. Основой цветовой гаммы стали алый, вишневый, зеленый и белый. И снова Эрол Албайрак использует вышивку на платьях - нежные хризантемы на белом перекликаются с цветочным рисунком на жакетах.
При взгляде на следующую группу среди зрителей возникло тревожное ощущение благодаря обилию черного цвета в нарядах. Дизайнером был создан трагичный и надменный готический образ. Пышные юбки, корсеты, рваные края, отсутствие цвета - дизайнер развеял романтическое настроение от предыдущих комплектов.
Сказки “тысячи и одной ночи” - так можно охарактеризовать эту группу. Необычные легкие платья и накидки скроены из огромных платков с характерным для Турции “огуречным” рисунком. Среди элементов одежды можно найти примеры классического костюма Ближнего Востока. Здесь и широкие халаты, и объемные накидки, и турецкие шаровары. Шелковая ткань с золотыми нитями поддерживала традиционную для востока гамму зеленых и красных цветов.
В дизайне вечерних платьев не было и намека на Восток или на Азию. Господство европейского стиля отразилось в использовании строгих приталенных силуэтов, завышенной талии, юбок “а ля Кармен”, четких складок. Но и тут восточное происхождение дизайнера дало о себе знать. Платья и жакеты были обильно расшиты бисером, паетками и стразами.
По уже сложившейся среди модельеров традиции, в конце дефиле на подиуме появилась девушка в свадебном платье. С первого взгляда стало понятно, что источником вдохновения для Эрола Албайрака стал традиционный костюм турецкого танцора. Очень пышная юбка платья была украшена золотыми цветами - как символом богатства и роскоши. Фату на голове у невесты заменила высокая белая турецкая шапочка.
Национальный костюм - нить в полотне времени
В рамках выставки прошла международная научно-практическая конференция “Современная интеграция: культура, наука и технология”.
На конференции поднимались вопросы, касающиеся развития легкой промышленности Казахстана, научных исследований в области текстильного производства, инноваций в технологии формирования деталей одежды, а также рассмотрение национального костюма как источника творчества.
Профессор искусствоведения Алла Птицына выступила с докладом о современных тенденциях использования национальных мотивов в создании моделей одежды:
- В костюме, как ни в одном другом материальном объекте искусства, очень сложно переплетаются истоки древнейшей культуры и верования людей, поэтому хочется отметить, что народный костюм является тем связующим звеном, которое соединяет нас с прошлым, настоящим и будущим. Надо отметить, что эта связь очень тонко и очень четко чувствуется в работах современных дизайнеров.
Птицына рассматривает народный костюм как язык формообразования: это и крой, и форма одежды, и необычная цветовая гамма. Самая же главная составляющая национального костюма - это декорирование.
Национальный костюм развивался веками, проходил через различные стадии трансформации, и за счет этого со временем многие нежизнеспособные детали ушли. В наше время костюм стал органичным, функциональным и очень комфортным в носке. Профессор Птицына привела несколько примеров работы модельеров, вдохновленных народным костюмом:
- Когда речь заходит о национальных элементах в моделях одежды, можно отметить незабываемую, уникальную использованием интересных идей коллекцию дизайнера Академии моды “Сымбат” Балнур Асановой. Настоящее буйство цвета, великолепный декор. Все это было навеяно именно национальным костюмом, восточным. Также необходимо вспомнить, какие великолепные коллекции делал в свое время известный модельер Вячеслав Зайцев, руководствуясь элементами русского народного костюма и знаменитыми ивановскими ситцами. Именно эти коллекции сделали тогда модельера всемирно известным.
Создание одежды в национальном стиле - это необычайно сложная работа. Нельзя бездумно переносить национальные элементы на современные модели - создавать ожившую этнографическую вещь в новой интерпретации. Необходимо лишь взять какую-то деталь за основу.
Если рассматривать именно казахский национальный костюм, то издревле основными материалами, использующимися при создании одежды, особенно парадной, были тафта, парча и бархат. Сейчас эти ткани на пике популярности. Использование этих материалов при создании коллекции на национальную тематику - хороший грамотный ход.
Также для того чтобы профессионально работать с современными моделями одежды, используя национальный костюм как источник вдохновения, будущие модельеры должны великолепно знать технику и технологию декорирования.
Национальный костюм - это поистине безграничный источник идей для создания современных моделей одежды. И по используемому материалу, и технологии создания, по цветовой гамме, по фактуре, форме, вариантам декорирования. Любой модельер может выразить свою индивидуальность с помощью этого интереснейшего направления. Главное - уметь грамотно и обдуманно трансформировать и использовать элементы народного костюма при создании современных эксклюзивных изделий. |