|
Елена Герциг, специально для “НП”
В Сан-Франциско весна. Улицы города расцветают нежными тонами магнолий, сакуры и слив. В Голден Гейт Парке на небольшом мосту люди танцуют свинг - мероприятие, организованное энтузиастами-любителями, вовлекает прохожих в свое веселое действо в стиле ретро. Новичкам тут же можно познакомиться с приятным молодым человеком или девушкой, которые с радостью покажут им первые шаги в танце. Вокруг романтика, весна в воздухе...
За густой зеленью парка виднеется заново отреставрированное здание Музея изящных искусств Де Янг. Фасад его облицован медными пластинами, с обозревательной площадки башни музея, по словам самих калифорнийцев, открывается самый лучший вид на город и залив. Это строение - наша сегодняшняя цель. Мы собираемся на выставку Ив Сен-Лорана, которая длилась полгода, - в память о великом модельере, ушедшем из жизни в июне 2008 года. Организация мероприятия осуществляется при поддержке музеев изящных искусств Сан-Франциско и Монреаля, а также при любезном содействии фонда Пьера Берже - Ив Сен-Лоран и является единственным эксклюзивным проектом в США.
В исторической ретроспективе вниманию посетителей представлены 130 изделий и аксессуаров из различных коллекций раннего и более позднего творчества Ив Сен-Лорана. Модели одежды, прославившие его и навеянные ему искусством во всех его проявлениях: театром, кинематографом, историей, литературой, а также природой, путешествиями.
Мое внимание привлек ансамбль из серо-серебристой блузы с воротничком-стойкой и удлиненными манжетами, плотно облегающими запястья, прямой юбкой длиной до колен из черного бархата и гармонирующего с ней берета.
За коллекцией нескольких забавных платьев-трапеций следуют величественные вечерние костюмы и коктейльные платья. Некоторые из моделей подписаны именами счастливиц, которые носили их в свое время. Среди них Жаклин Кеннеди, принцесса Монако Грейс Келли и датская королевская особа, известные личности кино и политической эстрады.
Экспозиция в этом же зале показывает женские смокинги - творения легендарного мастера 1966 года, которые, по словам автора, не конкурируют с мужскими костюмами и являются не просто претенциозным шагом в сторону женской эмансипации и свободы. В них, по замыслу кутюрье, женщина выглядит подчеркнуто более хрупкой. Знаменитые рубашечного покроя платья-сафари из коллекции 1968 года тоже принадлежат руке Ив Сен-Лорана. Они актуальны в гардеробе модниц и по сей день.
В другом зале демонстрируются модели в ярком цветовом исполнении. Это визуально оглушает нас, словно красочный маскарад после стильных классических форм и сдержанных оттенков. Фантазия, как отблеск великих художников, воплощенная в нарядных шикарных пиджаках и платьях с пайетками, бисером, самоцветами и перьями - творениях, тождественных известным полотнам Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Анри Матисса. Одним словом, в коллекции за строгим монохромным началом дизайна перемешались все великолепные краски и фактуры, и автор уже не боится смешивать их цвета и играть комбинациями и формами рисунка на ткани.
На экранах показываются те же умопомрачительные платья на моделях в шоу коллекции, соответствующей тематике: классика и первые женские смокинги, вечерние туалеты, модели, вдохновленные творчеством писателей и живописцев, вымышленные вояжи по дальним странам - Африка, Испания, Китай, Россия. Параллельно в зале транслируются небольшие отрывки из документальных фильмов о кутюрье и художественных лент, для героев которых Ив Сен-Лоран работал над костюмами, цитируются его высказывания. Вот одна из его цитат, воплощающая всю красоту и гармонию его идеи: “Нет ничего красивее обнаженного женского тела, и ничто не смотрится на нем так хорошо, как рука мужчины. Но для тех, у кого ее нет - есть я”.
Фото не разрешается делать не только в самом выставочном зале, но и рядом со входом в него. К сожалению, поэтому мечта запечатлеться на фоне красивого логотипа, подобного золотой броши из переплетенных букв YSL, рассеялась так же быстро и безболезненно, как и появилась.
Судьба человека, который, по словам матери, уже в 3 года высказывал недовольство нарядом своей тети и настаивал, чтобы она непременно переоделась в другое платье, в 18 лет приехал покорять гламурный Париж, а в 21 год принял на себя обязанности руководителя модного дома Кристиан Диор, не просто неординарна. Это уникально сложившаяся история гениального дизайнера, который, несмотря на головокружительный успех и всемирное признание, по роковому стечению обстоятельств так и не смог испытать, что такое настоящее счастье, и умер глубоко одиноким человеком.
Фильм “Улица Марсо, дом 5” - это биография модельера, рассказанная его родными, коллегами и близкими друзьями. В начале истории показываются факты из детства, родительский дом в Алжире, фотографии семьи и школьных лет. Мама Ива с грустью и неизбежностью замечает, что впервые гомосексуализм их сына проявился в детстве, когда он стал играть с куклами. Затем, в школьное время, это стало уже очевидным, и родители приняли это событие, не отвергая его и не стараясь изменить то, на что они не в силах повлиять. Сам кутюрье наблюдает картины из своего далекого прошлого с улыбкой на устах и комментирует журналисту: “Смотрите, как я тогда был счастлив. Каким я был молодым...”
Жизнь Ив Сен-Лорана переплелась трагичным образом, но этого никогда не скажешь по его ярким костюмам. После просмотра истории об успешном и единственном в своем роде восхождении романтического бунтаря на олимп мировой моды журналист, не скрывая восхищения, спрашивает героя фильма, почему он несчастлив, несмотря на все предпосылки быть счастливым и все обстоятельства, сложившиеся в пользу карьеры всемирно известного кутюрье. Ив Сен-Лоран говорит, что только он сам мог бы с лихвой оценить собственное творчество и похвалить себя, но для этого его двойник, второй человек, живущий в нем, всегда строг, требователен и, к сожалению, никогда недоволен.
Наверняка не все знают о том, что в конце 80-х годов советское правительство при Михаиле Горбачеве организавало прием модельера в Москве. Тогда же состоялся первый в Советском Союзе показ моды Ив Сен-Лорана. На пресс-конференции модного дома наши тогдашние соотечественницы, вдохнувшие пьянящий аромат моды и воочию лицезревшие неоспоримую красоту, задали директору вопрос, как можно позволить себе что-то из великолепных коллекций, несмотря на довольно ограниченную зарплату и небольшой выбор одежды в универмагах. Об этом вспоминает госпожа Лулу де ла Фале, творческий компаньон и муза Ив Сен-Лорана. Француженка до мозга костей, она не может без улыбки процитировать ответ мастера. А он попросту посоветовал дамам носить одно верблюжье пальто с мужем на двоих, связав к нему черный свитер и юбку. И если без шуток, то был озвучен популярный на западе подход “сделай себя сам”. Итак, законодатели мод дипломатично и с тактом не только ответили на вопрос, но и вскользь намекнули на то, что независимо от дохода можно подчеркнуть свой наряд особенным аксессуаром или искусно связанной вещицей, которые не требуют больших затрат. К тому же Ив Сен-Лоран отметил заслуженную красоту и уникальность традиционного русского костюма: женской блузы, которую, по его мнению, нужно носить с гордостью, и пояса, который можно декорировать неповторимым образом.
Стиль маэстро, который не знает времени и который подчеркивает суть женщины безупречной элегантностью, сдержанно флиртующей сексуальностью и уточенным вкусом, проникает в тело так же естественно и гармонично, как воздух, которым мы дышим. Увидев однажды эти творения мастера наяву, уже невозможно без упреков совести натянуть на себя любимый, но, увы, застиранный до полинявшего цвета свитер и кроссовки с джинсами. Ибо женщина в понимании модельера не должна выглядеть гомогенно вписанной в толпу унисекс. Пьер Берже и Ив Сен-Лоран, понимая уходящую популярность платья “от кутюр”, создали собственную линию готовой одежды, благодаря чему заняли почетное место на пьедестале мировой моды ХХ столетия. Можно часами спорить о капризах моды, новых веяниях и причудливых тенденциях ведущих домов мира. Но в моделях Ив Сен-Лорана завораживают не только и не столько его безграничная фантазия, порой взбалмошные идеи и всегда нескончаемый творческий потенциал. В этих моделях независимо от времени создания и темы безукоризненно присутствует его величество стиль. Возможно, именно это и делает творчество незабываемого месье Ив Сен-Лорана таким притягательным. А сам кутюрье, словно прощаясь с посетителями выставки всевозможными сувенирами, говорит напоследок известной цитатой, растиражированной в достаточном количестве на футболках, кружках и постерах: “Мода проходит. Стиль остается”.
Сан-Франциско |