|
Василина Воркова
Дизайнер Салтанат Баймухамедова сначала шокировала всех коллекцией под лейблом F... you, а потом на Казахстанской Неделе моды очаровала коллекцией под новым лейблом Salta. С тех пор каждая коллекция пользуется большим успехом, а Салтанат упорно трудится над созданием новых коллекций. О том, как стать self-made woman и покорить публику, она рассказала корреспонденту “НП”
- Салтанат, Вы уже достаточно известный дизайнер в Казахстане. Расскажите о Вашем пути к успеху, он ведь был нелегким?
- Во-первых, я закончила Алматинский технологический институт по специальности “конструктор-модельер швейных изделий”. Все началось со студенческих лет - это были конкурсы, поездки, сумасшедшие коллекции. После окончания института работала конструктором, а потом и художником в различных ателье.
В 1994 году я перевелась с очного на заочный факультет и пошла работать ученицей портного на фабрику. Весь опыт, полученный по пути, который я прошла от портного и конструктора до дизайнера, очень сильно мне помог. В 2002 году открыла свой цех и начала работать на себя. И так постепенно step by step я дошла то того, кто я есть сейчас.
Одно дело, если ты учишься только рисовать и создавать образы, но самое главное - нужно чувствовать ткань. Придумать и нарисовать - одно дело, а добиться нужного результата уже в изделии - другое, потому что ты не знаешь, как ткань себя поведет в изделии. Проблема многих художников в том, что они рисуют изделие, но не знают, как оно в жизни будет выглядеть. Например, эскиз может быть безупречно отрисован, а начинают шить образец, он не смотрится так, как на рисунке. Надо самой знать, как поведет себя ткань, если ты ее задрапируешь, как эта драпировка будет выглядеть - это знание, опыт.
Может, моя фишка в том, что это все я чувствую, хотя рисую я не так хорошо. Когда я вижу ткань, я уже знаю, как она будет смотреться в конкретном изделии, как поведет себя в объеме. Чисто визуально могу определить, что стоит из нее делать, как стоит кроить и делать строчку.
- Как появился такой шокирующий и провокационный лейбл F... you?
- Он появился как раз в 2003 году. В то время у нас с мужем были финансовые трудности, мы только поженились, у нас был маленький ребенок. Муж толком не работал, я практически не работала - мы не зарабатывали столько денег, чтобы позволить себе что-то лишнее. И в какой-то момент мы поняли, что так жить мы больше не можем, нужно что-то открывать, нужно работать на себя. Мы продали квартиру, заняли денег, купили другую квартиру и сделали из нее швейный цех, а сами переехали на съемную квартиру.
Название F... you - был девиз нашей жизни, что терять нам больше нечего, наплевать на все: на жизнь, принципы, предрассудки. Только таким образом мы могли почувствовать какую-то свободу, поэтому мы решили так назвать марку. Почему не получилось продолжение? В 2003 году была презентация этой марки. По тем временам она была очень успешной, но на мой маленький цех посыпалось много больших корпоративных заказов. Естественно, я взяла эти заказы, и они приносили хорошие деньги. У меня не хватало сил и решимости бросить их и продолжить линию F... you. И каждый раз я думала: “Вот сейчас справлюсь с этим, наберу денег и запущу линию”. И так из года в год пролетело 5 лет.
И наступивший кризис меня подвиг на то, чтобы открыть свой магазин. Заказы уменьшились. А мне нужно выплачивать налоги, аренду. Тогда опять настала ситуация, когда терять было нечего. Я просто сожгла все мосты и вложила все в магазин.
Почему Salta, а не F... you? Потому что, когда я работала с агентством в Париже, они мне порекомендовали связать мою марку одежды с моим именем. Но я думаю, что позже я продолжу работать над F... you, потому что это мое детище, мне он так дорог.
- Расскажите, с чего началась Ваша работа с агентством Trend & Tendance?
- Директора этого агентства я знаю очень давно. Она жила в Алматы, потом эмигрировала во Францию. Как-то мы с ней здесь встретились, она приезжала по работе. Я ей показала мои эскизы, она заинтересовалась. Я поехала в Париж, и они меня представляли. Но поехав туда, я очень много для себя поняла. Я поняла, как работает эта система, что надо делать, а что нет. До этого я пыталась перепрыгнуть наш рынок - сначала начать оттуда, а потом “стрелять” сюда. Но потом я поняла, насколько это тяжело. Не имея здесь прочного финансового фундамента, продаж, оборотов, очень трудно завоевывать европейский рынок. Там требуются большие вложения. Я поняла, что должна нарастить фундамент здесь, прочно стать на ноги, завоевать этот рынок, и только после этого я смогу выходить на западный рынок. Поэтому я решила повременить и не прыгать, потому что там я получила заказы, они не сравнятся с заказами здесь.
- Многие дизайнеры говорят, что успех состоит на 95 процентов из труда и на 5 процентов из таланта. Какова Ваша формула успеха?
- Все верно. В нашей работе важны труд, упорство - только это может привести к цели. Но, не имея таланта, можно затеряться среди огромного количества марок и брендов. Имея талант, имея чутье, когда одно другому не мешает, продвижение идет быстрее. По процентам я точно не могу сказать, для меня это все 200 процентов - 100 процентов труда и 100 процентов таланта.
- Сами Вы какой стиль в одежде предпочитаете?
- Дело в том, что я человек очень переменчивый. Вчера была тинейджером и носила мужские джинсы, сегодня стала более женственной. Может, это связано с рождением дочери, я наконец-то полюбила оборочки, розовый цвет, юбки, платья. Не могу точно сказать, какой у меня стиль, но я всегда придерживаюсь принципа быть непохожей. “Быть непохожей” - это мой девиз, носить то, что не носят все. Все носят узкие брюки, я надену широкие “бананы”, все носят туфли на каблуках, я надену на плоской подошве - вот это мне нравится, непохожесть - это мой стиль.
- Как дизайнеру, Вам какой стиль, какая эпоха ближе?
- Мне безумно нравится листать историю костюма, потому что в каждой эпохе я черпаю вдохновение. Все зависит от времени - сейчас я приемлю то, завтра для меня будет приемлемо совершенно другое. Я думаю, что со временем я пойму, какой у меня стиль, мне придется это выработать, потому что каждый дизайнер должен быть узнаваемым - это очень важно. Для меня все еще впереди, я только начинаю. До этого я занималась только заказами: нарисовала, клиент утвердил, запустили. А сейчас я изучаю психологию клиента, что люди любят, что продается, потому что мое творчество зависит и от них, и от продаж. На голом месте трудно заниматься творчеством, поэтому продажи сейчас для меня на первом месте. Будут продажи, значит, будут новые коллекции.
- Почему для весенне-летней коллекции Вы выбрали именно стиль 80-х годов?
- Мне показалось, что сейчас это очень актуально. В течение прошедших 20 лет эта мода не возвращалась. Наверное, сейчас настало время вспомнить ее.
- Творчество каких дизайнеров Вам нравится?
- Я безумно люблю коллекции Антонио Марраса для марки Кензо. Мне очень нравится Этро, Джон Гальяно, Вивьен Вествуд - это люди, делающие шедевры, одежда которых веками будет висеть в музеях.
- На Казахстанской Неделе моды Вы вошли в тройку лучших дизайнеров. Для Вас этот успех был ожидаемым?
- И да, и нет. С одной стороны, надеялась, что так будет, потому что я много работала над коллекцией, с другой - я была удивлена. Я только недавно поняла, что это мое призвание, то, что я могу делать, и то, что у меня хорошо получается.
- Ваша коллекция очень понравилась историку моды Александру Васильеву. Что для Вас значит его похвала?
- Его похвала придала мне столько сил и столько уверенности. Я его безумно люблю, я им восхищаюсь, мне очень нравятся его передачи и лекции, потому что он умнейший, красивейший человек. Для меня его похвала - высшая оценка.
- А Вы с ним с тех пор не общались?
- Нет, но я очень хочу выделять определенные суммы денег для того, чтобы ездить по всему миру на его лекции - это такая пища, которой не хватает здесь.
- Если бы у Вас была возможность, на какую Неделю моды Вы хотели бы поехать показать свою коллекцию?
- В первую очередь я хотела бы показать коллекцию в Милане. |