|
Анна Шелепова
Площадкой для дефиле AW 2013 известного казахстанского дизайнера Сергея Шабунина стал паркинг одного из торговых центров мегаполиса. Алматинская публика с удовольствием поддержала креативную идею, а сам дизайнер в этом сезоне представил коллекцию прет-а-порте c элементами от кутюр из 30 образов.
Каждый look исполнен в традиционном для его творчества духе сочетания... несочетаемого. Коллекцию продемонстрировали 30 лучших моделей страны
Презентация коллекции сезона F/W-2013 собрала не столько алматинский бомонд, сколько благодарных клиенток, фэшн-журналистов, друзей бренда. Для знакомых с творчеством дизайнера людей практически не было неожиданностей - стильная коллекция создана из трикотажа, шелка, сукна, грубого драпа, кожи и кружева. Много плиссе, принтов (причем принтован даже подклад изделия). Вышивка черным по-черному натуральным обсидианом и венецианским бисером.
“Новички” же остались под глубоким впечатлением, поскольку новая коллекция выполнена в непростом готическом стиле. Основные цвета: черный, серый, бежевый. Свободные силуэты платьев сдерживаются корсетированными пальто (главный тренд осени!) и поясами из грубой кожи. Шабунин возвращает на казахстанский подиум корсет, но уже в другом амплуа.
Образом для коллекции послужил голый куст акации, которых в Алматы немало, а на нем длинный шип. Идея коллекции четко сформулирована из этого образа. В основу идеи легла аллегория тернового венца - акация с шипами. А потому головы многих моделей украшали стильные венки с бусинами.
Тема коллекции: человек теряет веру, все больше окружая себя условностями, которые убивают в нас человека. Примеров тому в мире масса, считает модельер.
- Сергей, мотив для новой коллекции заявлен в пресс-релизе, а на кого она рассчитана? Не каждый сможет надеть платье с изображением распятого Иисуса...
- Она для свободных от предрассудков и уверенных в себе женщин. Эти женщины четко знают, чего хотят, и могут заявить об этом всему миру.
- На принтах в Вашей новой коллекции изображен Иисус и собственно Вы сами - прокомментируйте, пожалуйста, такую подборку.
- Тут можно много рассуждать. В целом своей работой я хотел как задать вопросы, так и дать какие-то ответы, заставить задуматься и посмотреть вглубь себя, остановиться и понять, для чего мы здесь... Куда нам двигаться?
Почти все платья имеют длинные рукава, что символизирует наше отношение к себе. Мы сами связываем себе руки, не желая понять, что мы рождены свободными, и эту свободу в коллекции несут просторные летящие платья и юбки.
Небольшие вкрапления красного - это жертва, которая символизирует кровь. Черный цвет здесь - это цвет нашего времени, к сожалению. Серый - это наши будни. Бежевый цвет - цвет нашей души.
- Откуда ткани, можно ли рассчитывать на их эксклюзивность?
- Ткани все европейского производства с эксклюзивными принтами. Они изготовлены специально для моей коллекции.
- Какой стиль Вы предпочитаете?
- Я люблю комфортные свободные вещи. Меня совершенно не смущает появление дырочек, затяжек, линялых пятен на моей одежде. Даже, если она теряет свой первоначальный вид и становится растянутой и выцветшей...
Я спокойно могу надеть дешевую футболку, которой уже давно место в утиле, с дорогими туфлями и дизайнерским пиджаком. Одним словом, я фэшн-бомж.
- Ваши любимые аксессуары?
- У меня их два. Первый - наручные часы конкретно швейцарской марки Tissot. Коллекцию часов я постоянно пополняю.
И запонки. Стильные, редкие.
Да, еще я поклонник парфюмерии. Парфюмы, которые я выбираю, не продаются в наших магазинах. Не стану открывать тайны и называть марки, пусть эти ароматы будут только на мне.
- Назовите основные причины, по которым рынок фэшн-индустрии в стране малоразвит. Что нужно изменить, чтобы в мире казахстанских дизайнеров застой сдвинулся с мертвой точки?
- Вопрос крайне сложный, а прогноз весьма неутешительный. Дизайнер в фэшн-индустрии может состояться только при наличии тиража своих коллекций.
У нас же это невозможно. Почему? Само слово “индустрия” - это что-то глобальное, объемное, очень серьезное. Иначе говоря - промышленность.
Фэшн-индустрия - это далеко не наличие в стране дизайнеров, модельеров. Один в поле не воин! Фэшн-индустрия - это обувщики, текстильщики, фурнитурщики (пуговицы, нитки, иголки, кнопки), швейные производства, производители аксессуаров, тут же сопутствующая парфюмерия, производители декоративной косметики, байеры и прочее, прочее). Всего этого в Казахстане просто нет.
Страна сейчас переживает “голландскую болезнь”, когда быстрые деньги от продажи казахстанской нефти, углеводородов и редкоземельных ископаемых пополняют бюджет страны. Никто не занимается развитием местных производств.
Ведь этот процесс длительный. Зачем им заниматься, когда есть быстрые нефтедоллары?! Отсюда очень дорогая рабочая сила.
Кроме того, фэшн-индустрия Казахстану не выгодна в силу отсутствия рынка сбыта, так как население страны всего 16 миллионов, по сути, это один большой город, например, Москва или Каир (28 миллионов). Затраты на производство вряд ли окупятся на такой небольшой рынок.
Отсюда вытекает и то, что Казахстан, как и другие страны, не сможет перебить китайский масс-маркет, заполонивший всю планету, что обусловлено его дешевой рабочей силой и моментальным реагированием на потребности покупателя. Не стоит забывать, что есть еще и Турция с неплохой и довольно качественной одеждой.
Мы, казахстанские дизайнеры, хотим шить и создавать коллекции из хороших тканей. Во всяком случае, я. Например, мои коллекции созданы из европейских тканей, что обусловлено высоким качеством, долговечной носкостью.
Я предпочитаю создавать платья вне времени, которые можно носить, носить, носить и еще передать по наследству не только детям, но и внукам. Такие ткани сами по себе стоят недешево.
Дизайнер должен заплатить пошлину за ввоз, оплатить высокую стоимость логистики. Все эти факторы закладываются в себестоимость продукции, которая на выходе в розницу оказывается весьма дорогой и не по карману среднестатистическому потребителю.
Создавать из низкопробного сырья одежду, которую можно выкинуть после первых трех носок, а то и после первой, дизайнеру вряд ли интересно. Для этого есть безликий масс-маркет на рынках и барахолках.
- Расскажите о Ваших поездках в Париж. Как я поняла, у Вас там есть партнеры и Ваши вещи выставляются во французских шоу-румах? В таком случае, какая у вас ценовая политика?
- В Париж я езжу два раза в год. И пока я не могу сказать, что все так замечательно. Но это только начало. Европейские закупщики долго присматриваются. Изучают, насколько марка стабильна, сколько раз в год дизайнер представляет коллекции, каков ассортимент, насколько она конкурентоспособна. Чтобы завоевать репутацию, приходится выполнять все условия.
- Меняется ли отношение казахстанского потребителя к отечественным брендам?
- Радует, что мы стали узнаваемы, наши потребители интересуются нашими работами, следят за коллекциями.
Соответственно, мы начинаем понимать, куда нам двигаться при создании коллекций. Наши вещи начинают покупать. Но, к сожалению, не в тех объемах, в которых хотелось бы.
- Почему Вы сделали монопоказ?
- Мои графики просто не совпадают с предстоящей Казахстанской неделей моды.
- Сергей, со страниц “НП” дайте, пожалуйста, рекомендации начинающим дизайнерам. На что им рассчитывать, сколько лет должно пройти, чтобы стать узнаваемым?
- Верьте в себя! Не останавливайтесь на достигнутом. Не бойтесь советоваться и постоянно учитесь. Проработав двадцать лет в этом бизнесе, я постоянно открываю для себя что-то новое!
Фото Талгата Галимова
Справка “НП”
Сергей Шабунин - креатор, известный не только в Казахстане, но и за его пределами, владелец собственного дома моды SS Sergei Shabunin, обладатель премии Societa Italia (Милан, 2011 год), неоднократный участник Казахстанской недели моды, автор патентов на обработку мехов и тканей. |