|
Айгерим Бейсенбаева
Коллекции известного дизайнера Балнур Асановой не увидишь на Kazakhstan Fashion Week. Но ее имя тем не менее всегда на слуху. Она участвует в благотворительных акциях, представляет коллекции кукол ручной работы и выставки живописи и бесконечно пробует себя в самых различных сферах творческой деятельности.
Недавно Балнур Асанова приобщилась к миру кинематографа, выступив в роли главного костюмера нового казахстанского художественного сериала “Отцовский долг”, над созданием которого работает съемочная группа из Турции
Дизайнер Балнур Асанова рассказывает читателям “НП” о деталях нового для нее занятия, об утолении творческой жажды, о подмене ценностей в умах современников, а также мягко срывает покровы с отечественной fashion-индустрии:
- Меня пригласили в проект “Отцовский долг” в качестве костюмера. Это художественный сериал, драма, предположительно из 16 серий, над которым работает съемочная команда из Турции. Но специфика наша, казахстанская, актеры наши, в том числе исполнительница роли в картине “Келин” Гульшарат Джубаева и исполнительница Асем. Я бы сказала, что это сериал на злобу дня.
Я давно хотела поработать в кино, а тут мне выпала возможность подобрать костюмы для актеров. Можно сказать, что на всех главных героинях в сериале будет одежда, созданная домом моды “Сымбат”.
- Но ваша одежда очень яркая, с цветной вышивкой. Подходит ли она для обыденных сцен сериала?
- Да, яркая, специфическая, нарядно-повседневная. Естественно, мы учитывали все, и в сплошь вышитом костюме наша героиня, конечно, не пойдет в такое место, где уместнее стиль casual. В сериале будет много торжественных сцен, таких как свадьба, светский прием. Или, к слову, скачки. Есть, где развернуться.
К тому же в сериале будут упоминаться разные периоды жизни героев, в том числе 70-е и 90-е годы. Эти сцены будут в воспоминаниях персонажей. Мы в этой связи перерыли весь свой фонд за последние несколько десятилетий. Подняли коллекции 1974 года, к примеру.
- Наверняка пришлось вникнуть в кинематографические тонкости. Какие цвета выглядят киногенично, какие нет?
- У меня очень большой опыт показов, съемок клипов и прочих телевизионных выступлений.
Мы сразу, к примеру, исключили белый и серый цвета, которые не смотрятся выигрышно на экране. Не скажу, что я сразу овладела всеми подобающими знаниями - мне еще учиться и учиться, но суть, на мой взгляд, я интуитивно ухватила.
С другой стороны, актрисы на главных ролях - молодые и красивые, на них вся дизайнерская одежда смотрится заведомо хорошо, ничего не приходится подшивать, подгонять. Одевать их - одно удовольствие.
На Асем мои вещи смотрятся гармонично, и этот факт проверен годами. И на Гульшарат все сидит просто изумительно. Варианты, предназначенные для съемок 90-х годов, мы упростили до предела, а она все равно смотрелась ярко, и режиссер все твердил “Проще ее одевайте, проще! Это 90-е!”
Но вообще мы старались не отказывать себе в яркости. Все-таки это наша культура, колорит, и этот сериал потом покажут в Турции, а там повседневностью никого не удивишь.
|
На Неделе моды в Москве |
- Расскажите о работе с турецким режиссером. Рабочие споры возникали?
- Режиссер говорит только по-турецки, возможно, поэтому до споров дело пока не дошло. Вообще, все оказалось намного проще, чем я думала. В том числе и потому, что гардеробы наших героинь мы составляли из готовых вещей. Если бы я создавала эскизы и шила специально для сериала, тогда, думаю, без прений бы не обошлось.
- Чем Вы занимаетесь в последнее время? Слышала, что Вы работаете над новой коллекцией для показов на Нью-йоркской неделе моды.
- На Нью-йоркскую неделю моды уже не собираюсь, все-таки сейчас в условиях кризиса это неоправданно дорого. Конечно, приглашения приходят пачками, и раньше я буквально металась, не зная, какое мероприятие выбрать, где о себе заявить. Сейчас же я подхожу к этому здраво.
В последнее время я уделяю много внимания творчеству - живописи, гобеленам, керамике. Планирую провести выставку в Доме Союза художников в ноябре, но пока не знаю, что из этого выйдет.
- Вы совсем ничего не сказали о новых коллекциях одежды. В последние годы Вы представляете дом моды “Сымбат” на неделях моды в Москве. Планируете ли участие в таких мероприятиях в ближайшее время?
- Последняя наша поездка произвела на меня не самое благоприятное впечатление. Там все изменилось, поменялось руководство. Если раньше в подобном мероприятии принимали участие около 20 избранных дизайнеров, то сейчас их запросто наберется с сотню. Все на коммерческой основе, много ненужных и некрасивых коллекций. Те, кто даже и не мечтал участвовать в Неделе моды в Москве, дорвались до этого. Негативное веяние кризиса.
Вячеслав Зайцев, которого я очень люблю и уважаю, больше в таких мероприятиях не участвует. Вся неделя строилась под него, а он так нехорошо ушел. Годами формировавшийся костяк маститых дизайнеров, наряду с которыми приятно было выступить, распался в последние годы.
В данный момент наблюдается отсутствие профессиональной критики, отсутствие интереса байеров опять же в связи с кризисом, потому не хочется распылять свою энергию понапрасну.
Поэтому я сейчас ушла в творчество. Есть желание собрать себя по частям, вернуться к творчеству как таковому, к тому, с чего все для меня началось. Вся моя деятельность происходит от живописи, когда не идет творчество, закрываются все врата. После реализации своих творческих амбиций можно будет снова взяться за коллекции, потому что заниматься исключительно творчеством - это роскошь небывалая.
- Мода - разве это не искусство?
- Мода - это бизнес, обыденность. Возможно, раньше это и было высоким искусством, но сейчас мода - это наша повседневность, то, что мы каждый день надеваем.
Сейчас должно быть другое отношение к моде. Ведь она не влияет на здоровье нации, разве что в том случае, когда дело касается некачественных синтетических материалов. От нелепо сшитого наряда еще никто не умирал. Отношение к моде должно быть проще. И пусть будут живы-здоровы производители одежды Китая и Турции!
Кажется, только в нашем обществе люди заморочены насчет того, чтобы потратить кучу денег на брендовую одежду. Все это из-за советского дефицита. Там, откуда все эти бренды к нам пришли, все это уже не актуально. Только самые низшие слои общества, которые стремятся что-то доказать, заостряют внимание на одежде. И мы тоже, но у нас так исторически сложилось. Когда-то меня можно было осчастливить пятью парами детских колготок...
В нормальном развитом обществе одежда, хотя бы и дизайнерская, - это просто одежда, не более того. Посмотрите на наши бутики - оформление роскошнее, чем в национальном музее. Когда же я побывала в США, я обнаружила, что их бутики погрязают в пыли. Donna Karan висит в страшных непрезентабельных магазинах с бешеными скидками, а то и просто - валяется на полу. Потому что это просто шмотка.
Haute couture? Сейчас у нас такого уже никто не делает. Производство прикрыто, эта сфера приказала долго жить. Те же дома Dior и Chanel обанкротились, и теперь пять-шесть домов принадлежат одному владельцу.
Сейчас редко встретится звезда, желающая заказать эксклюзивный наряд за миллион баксов. Такое, чтобы весь дом моды работал над одним платьем для звездной персоны, было в прошлом веке. На смену именитым кутюрье пришли тысячи креативных молодых дизайнеров, которые просто завалили знаменитостей своей одеждой. Сегодня звезда берет готовое платье, чтобы один раз его надеть на красную дорожку, и еще непонятно, кто кому за это платит. И на смену неделям высокой моды пришли просто недели моды.
Нормальное, на мой взгляд, отношение. У нас же наблюдается подмена понятий о настоящих ценностях.
- Неужели все так негативно? И мы наверняка к чему-то придем...
- Мы начинаем понимать, что актуально натуральное, а не, скажем так, модное. Мы сейчас уже не можем позволить себе носить синтетику, резиновые сапоги, начинаем думать о здоровье. Модно быть здоровым, позитивным, стильным. И это никак не связано с дорогими тряпками. Тоже своего рода положительная тенденция.
Но то, что присутствует факт подмены ценностей, никто отрицать не станет. Читала я недавно в одном глянцевом журнале статью об обычной девушке, которая просто побывала на Неделе моды в Париже. И потому она была героиней материала, и это было такое достижение с ее стороны.
Я не говорю, что то, над чем дизайнеры работают, не имеет никакого значения. Просто не все можно возвести в ранг высокого искусства, а общая зацикленность на разного рода брендах, трендах и лейблах приобретает угрожающие масштабы.
- Мировая мода выстроена мужчинами. Почему, по-Вашему, в Казахстане это чисто женское дело?
- Если рассматривать пример итальянской моды, то в этой стране модная индустрия настолько развита, что в ней задействовано около 70 процентов населения. Вся Флоренция держится на маленьких одежных фабриках и обувных заводах. Там есть фабрики, существующие почти триста лет и переходящие от отца к сыну. Это серьезный бизнес, предоставляющий огромное количество рабочих мест, колоссальные доходы, исчисляющиеся миллиардами. Потому вполне логично, что у руля стоят мужчины, и мода для них - солидный семейный бизнес, перешедший от отца, деда. И это уж точно никак не характеризует их в плане сексуальной ориентации.
Там fashion-индустрия - это не игрушки, как у нас в большинстве случаев. У нас нахватались верхушек с западного мира моды и выдают плохой повтор, и кажется, что это так легко, что этим может заниматься даже юная девушка. И даже какая-то модная тусовка образовалась, свои голые короли, которым никто не отважится открыть глаза. У нас все игры пока.
А то, что как-то связано с серьезным производством одежды, с солидными доходами, одежные фабрики - их не видно и не слышно. Они заняты делом. |