|
Не ругайте пианиста.
Может, все дело в пианино
Взгляд Сергея Козлова
Нехорошо уходит мажилис. Буднично, обыденно, в рабочем порядке. Сугубо отечественное политическое ноу-хау в очередной раз продемонстрировало миру нашу малопонятную неповторимость. И за рубежом самороспуск мажилиса почти никто даже не заметил. Будто это у нас неотъемлемый элемент политического процесса. Правда, элемент довольно малообъяснимый. Кроме вопроса - зачем вообще тратить средства на выборы такого законодательного органа? - никто больше ничего у нас не спрашивает.
Уровень взаимопонимания, толерантности и коммуникативности в казахстанской околополитической среде достиг такой отметки, что даже и этот вопрос нам кажется неуместным. Как это, зачем выбирать? Нам без парламента никак нельзя. Хотя бы потому, что есть ОБСЕ, в коей мы не последние, и другие почетные организации, форумы и присутствия, в которые без парламента не пускают. Как в респектабельный клуб без смокинга. Надел смокинг - заходи, нет смокинга - иди в другое место. А нам так хочется туда, где в смокингах.
Смеяться над депутатами стало привычным и неинтересным. Подневольные они люди, потому и смеяться над ними не стоит. А вот о наших столичных политтехнологах (назовем их для краткости ПТ), которые явно увлеклись избирательными фокусами, сказать кое-что нелишне.
Это, конечно, здорово и увлекает, когда имеешь дело с такой публикой, как наш депутатский контингент, с ним что хочешь можно провернуть. Но до поры, до времени. Политическим процессом все эти азартные самороспуски назвать вряд ли возможно. Политический процесс, он идет где-то помимо ПТ, вне их понимания и возможностей.
Он не может не идти, а они делают вид, будто им управляют или, во всяком случае, на него влияют. Процесс этот, прежде всего, конечно, в головах и в сознании людей, которые еще не стали гражданами, но неизбежно ими рано или поздно становятся. В нынешнем веке, в веке Интернета и ядерного коллайдера, быть просто людьми, населением, массой - это уже невозможно. Невозможно даже в Триполи или в Каире, в Дамаске или в Аммане. Десятилетиями и веками было вполне возможно, а сегодня - уже нет.
Даже в пресловутой цитадели демократии, в самой что ни на есть Америке, в самом ее сердце люди вдруг узрели, что они отнюдь не граждане, как им внушали всю их распрекрасную жизнь, а всего лишь масса налогоплательщиков, которых можно вышвырнуть с работы, из дома на улицу только потому, что кто-то где-то ловко умеет делать не только политические, но и финансовые фокусы. Те ПТ, кто считает это очередным эпизодом в истории, очень даже скоро поймут, что это сама история, ее обновление, новая история. Даже новейшая. И доселе невиданная.
Можно долго, даже удивительно долго внушать кому-то: “Ты здоров, благополучен и счастлив”, но пациент неизбежно приходит в себя. И неизбежно увидит, что он отнюдь не здоров, катится в нищету и впереди его ждут страх и отчаяние.
Что же на этом фоне наш очередной, бытовой самороспуск какого-то там мажилиса, спросите вы? Даже не эпизод и не акт трагикомедии. Повседневная необходимость. Так надо. Избирем другой. Пока нас еще пускают в приличные места, где требуется смокинг. И пока еще ПТ полагают, что влияют на процесс. |