|
Ботагоз Омар
Соседство нашей страны с Китаем в очередной раз рассматривается инвесторами с точки зрения развития новых транспортных коридоров. Вслед за строительством крупного автобана Западная Европа - Западный Китай может последовать не менее амбициозный проект в сфере железнодорожных перевозок. Пока он в стадии переговоров
Автокоридор Западная Европа - Западный Китай протяженностью 8445 километров, который возводится с 2009 года, призван сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу автотранспортом почти в 3,5 раза, до десяти суток, в то время как морским путем на это уходит от одного до полутора месяцев.
Строительство казахстанского участка дороги протяженностью 2,787 тысячи километров стоит около 5,5 миллиарда американских долларов. Как сообщил на VII Международной конференции “Трансевразия-2011” министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев, в текущем году будет построено 750 километров новой дороги. Полностью проект планируется завершить в 2013 году.
По словам заместителя госсекретаря по транспорту Венгерской республики Золтана Шваба, быстрое экономическое развитие стран мира и Азии требует строительства новых транспортных узлов. Увеличение грузооборота между азиатскими и европейскими странами, работа морских портов на пределах своих мощностей требует развития альтернативных перевозок.
“Поставка грузов через Захань может способствовать увеличению объемов перевозок между континентами. В соответствии с этим на венгерско-казахстанских межправительственных переговорах, состоявшихся в 2011 году, в которых приняли участие железные дороги, было принято решение о создании железнодорожного коридора для перевозок грузов Хоргос - Захань”, - сообщил венгерский гость.
Сегодня более половины товаров, поступающих со стороны Китая, поступают в Западную Европу через Польшу. “Мы предлагаем, чтобы эти 23 процента, которые идут в Южную Европу, проходили через новый коридор. Это так называемый средиземноморский коридор, который может создать связь между Европой и Азией для перевозки товаров, которые поступают из Западного Китая. Если проанализировать наши возможности, то мы видим транссибирский маршрут и новый маршрут, который связывает Китай через Казахстан, Россию и Украину с Центральной и Южной, а также с Западной Европой”, - пояснил, в свою очередь, заместитель генерального директора Венгерских железных дорог по вопросам инфраструктуры Ласло Мошоци.
“То, что сегодня было озвучено венгерским коллегой, безусловно, для нас представляет большой интерес как альтернативный маршрут. Как вы знаете, мы активно занимаемся развитием транзита, будь то автомобильный, железнодорожный или авиационный”, - сообщил, отвечая на вопрос “НП”, вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров. “Мы должны провести переговоры, потому что это было впервые озвучено”, - добавил он.
“Я думаю, бизнес выберет наиболее благоприятный маршрут. Мы же со своей стороны сделаем так, чтобы бизнес об этих маршрутах знал, что мы эти маршруты поддерживаем”, - резюмировал вице-министр.
Эксперты убеждены, что сегодня нужно развивать именно контейнерные перевозки, которые экономически намного выгоднее по сравнению с автомобильными. Поэтому с декабря этого года, по словам главы Минтранскома, планируется начать курсирование контейнерного поезда “Балтика Транзит II” между Казахстаном и Эстонией.
По словам Берика Камалиева, аналогичный поезд “Сауле” был запущен 28 октября по маршруту Чунцинь (Китай) - Достык (Казахстан) - Клайпеда (Литва) - Антверпен (Бельгия). Время его следования от станции “Достык” до порта Клайпеда составляет десять суток. “Курсирование этого поезда через территорию России и Белоруссии становится привлекательным в условиях Таможенного союза, поскольку предусматривает однократное пересечение таможенной границы между Белоруссией и Литвой”, - считает глава ведомства.
По его словам, Таможенный союз может внести существенный вклад в создание эффективных транспортных коридоров, соединяющих Китай с Европой, поскольку внутри него процесс пересечения границ будет еще более упрощен. Поэтому маршрут через страны “тройки” может рассчитывать на увеличение грузопотока на 15-18 процентов по направлению Китай - Европа.
Астана |