Алла Иванилова
Во всем мире водный транспорт считается самым экономичным для масштабных грузоперевозок. В Казахстане речное судоходство осуществляется в бассейнах Иртыша, Или, на Урало-Каспийском канале и озере Балхаш. С каждым годом роль данного вида транспорта растет, однако его потенциал далеко не реализован
В былые времена баржи с товарами и сырьем ходили от устья Черного Иртыша до Обской губы. Вверх по Иртышу везли уголь и лес, вниз - арбузы, рыбу, щебень, песок. Перевозки шли настолько интенсивно, что перед шлюзовыми камерами выстраивались корабельные очереди. В переходный период река оказалась запечатана - сказались экономический спад и отсутствие шлюза на новой Шульбинской ГЭС. За это время бесследно исчезли некогда крупные флотилии. Баржи и теплоходы ушли в Россию, а рыбацкие баркасы - на металлолом в Китай.
Сейчас с вводом шульбинского шлюза у республики появилась возможность возродить речное судоходство. Казахстан пусть и не активными темпами, но развивает отечественное судоходство и даже намерен к 2012 году удвоить парк судов и довести его до 966 единиц.
Сейчас на техническом учете в регистре состоят 720 судов, из которых годны к использованию 493 единицы. Остальные 227 запрещены к эксплуатации из-за технических неисправностей, причем из них только 89 находятся на ремонте. Из состоящих в “Регистре судоходства” 10 судостроительных предприятий Казахстана 8 имеют свидетельства и располагают соответствующими квалифицированными кадрами.
Широко использоваться речной транспорт мог бы и для развития туризма, в том числе иностранного. Речные круизы во всем мире пользуются огромной популярностью. Учитывая, что туризм в настоящее время становится крупнейшим сектором мировой экономики, развитие водного туризма может принести нашей стране необходимые ей средства и в этой сфере предпринимательства.
Немаловажное внимание в последнее время уделяется пассажирским речным перевозкам. В республике насчитывается семь судов, пригодных для этих целей, на 1,2 тысячи мест. За прошлый год было перевезено 53 тысячи человек, что выше аналогичного показателя 2006 года на 24,4 процента.
Но судостроители Казахстана ждут активности со стороны государства в возрождении речного флота республики. При этом, как считают эксперты, судоходство на Иртыше обещает стать самым рентабельным каналом товарообмена с соседними странами.
Астана |