|
Алла Иванилова
Казахстанские чиновники заявили о том, что отныне лекарства, содержащие кодеин, будут отпускаться строго по рецепту врача. Таковых в республике зарегистрировано 18. Из них семь наименований находятся под контролем, а 11 - в свободной продаже. С 1 ноября такие обезболивающие кодеиносодержащие препараты, как “солпадеин”, “юниспаз”, “пенталгин-п”, “антиспазм”, должны отпускаться только по рецептам. Такой запрет, как мотивировали чиновники, “необходим в интересах сохранения и защиты здоровья населения Казахстана, особенно подрастающего поколения”.
Министерство внутренних дел и Минздрав будут регулярно проводить совместные проверки порядка отпуска вышеуказанных лекарственных средств
На смену героину приходят синтетические наркотики. Сегодня во многих регионах, например, России и Казахстана дезоморфин популярнее героина. Такую славу он приобрел из-за своей доступности и цены. Покупая в аптеках обычные таблетки от головной боли и кашля, из них готовят это опасное “зелье” - дезоморфин, который наркоманы называют “крокодил” за способность с большой скоростью вызывать быстрое омертвление тканей и сильное воспаление вен, после чего кожа становится похожа на чешую. Тело гниет очень быстрыми темпами, причем повреждение не только наружное, но и внутреннее, из-за чего органы перестают правильно функционировать. Происходит общее заражение крови и повышается риск возникновения ВИЧ-инфекций и гепатита. Кроме того, длительное применение данного средства ведет к депрессии, бреду, попыткам самоубийства. Стойкая зависимость от дезоморфина развивается практически с первого раза. Употребляющие “крокодил” живут около 2 лет. “Героинщики” в среднем - пять-десять лет.
Главная же составляющая дезоморфина - кодеин, который содержится в лекарственных препаратах, большинство из которых продается без рецепта. Легкодоступность, а также часто случающиеся смертельные передозировки делают его крайне опасным для общества. Отсюда и запрет на свободную продажу кодеиносодержащих лекарств.
Впрочем, и в борьбе с “героиновой” наркоманией Казахстан значительно продвинулся по сравнению с другими странами. Та же Россия не прочь поучиться кое-чему у нас. На днях в Астане прошел видеомост Астана - Москва на тему “Опыт и взаимодействие России и Казахстана в борьбе с международным наркобизнесом”. Отечественные чиновники поделились имеющимися наработками, и россияне заинтересовались. В частности, заместитель председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД Ырыскельды Джандарбеков рассказал о диагностических психологических тестах на раннее выявление рисков формирования наркозависимости. Данная методика в виде компьютерного тестирования введена еще в 2009 году и сегодня ею охвачено 476 школ и около 6600 учащихся от 9 до 17 лет. Мониторинг показал, что 80 процентов психологов считают, что тесты на самом деле способствуют раннему выявлению рисков вовлечения в химическую зависимость. Так же специалисты констатировали, что компьютерное тестирование повышает эффективность последующих профилактических мероприятий с учениками. Да и сами школьники восприняли новшество на ура. 70 процентов учащихся отметили, что информация, полученная в ходе психологического тестирования, полезная и интересная, и они готовы ее обсуждать с родителями, друзьями и специалистами.
А руководитель отделения межведомственного взаимодействия по профилактике психических расстройств ФГБУ “Московский НИИ психиатрии” Минздравсоцразвития профессор Татьяна Клименко пообещала, что в декабре приедет в Казахстан, в Алматы, и непременно познакомится с данной методикой. Ей также импонировало и то, что в Казахстане есть статья о принудительном лечении от наркозависимости. По ее словам, в России насчет биологического тестирования школьников и обязательного лечения наркоманов неоднозначное мнение.
В свою очередь, заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации генерал-майор Асламбек Аслаханов считает, чтобы искоренить болезнь XXI века, “нужно два-три поколения воспитывать в духе отторжения наркомании, экстремизма и терроризма”. Он рассказал, что в свое время в России был просветительский проект. Издавались специальные пособия и в школах вводились дополнительные факультативные часы, где детей учили, что наркомания - это плохо. Объясняли все на их же языке: просто и доступно. В ходе этого проекта в Ингушетии на 40 процентов снизилось число наркоманов. Однако власти свернули проект из-за нехватки денег.
Еще один действенный способ противодействия наркомании - ужесточение законодательства. В арабских странах самые суровые законы и там это зло распространяется не так активно.
В Казахстане уголовная ответственность за контрабанду наркотиков была усилена в 2008 году. За сбыт в особо крупных размерах сегодня можно получить вплоть до пожизненного заключения. Такие меры сократили объемы контрабанды из Афганистана через Казахстан в Россию и дальше в Европу и поменяли “маршрут”. Теперь транзит в основном идет через Пакистан, Узбекистан и Туркменистан. В прошлом году в республике выявлено 260 фактов, связанных с наркотиками. За 9 месяцев этого года всего 80 фактов контрабанды. Сегодня уже никто не провозит через Казахстан героин большими партиями. В России аналогичная ситуация: попадаются курьеры максимум с 1-3 килограммами.
То, что северный маршрут контрабанды наркотиков из Афганистана сократился, подтверждает и Управление по борьбе с наркотиками ООН. Большое количество ядовитого зелья сейчас идет в Балканские страны.
Еще один факт, который снизил заинтересованность наркокурьеров в Казахстане - укрепление южных границ. На борьбу с наркотиками выделено 262 миллиона долларов, из которых 231 миллион - на техническое укрепление и оснащение южных пограничных и таможенных постов.
Астана
В текущем году в ходе проведения оперативно-профилактической операции “Допинг” МВД проверило 336 аптек, 282 лечебно-профилактических учреждения и 216 промышленных предприятий. Выявлено 174 правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Из них по 14 фактам возбуждены уголовные дела, по 51 - привлечены к административной ответственности, в том числе 20 медицинских работников, 31 должностное лицо. Из незаконного оборота изъято почти две тысячи ампул наркотических лекарственных средств, 8 тысяч таблеток, 1630 ампул психотропных веществ (морфин, метадол, фентантил) и 307 тонн прекурсоров (соляная и серная кислота). |