Ботагоз Омар
Законопроект “О газе и газоснабжении” с легкой руки мажилисменов направлен в сенат. В нем будут введены предельные оптовые цены голубого топлива, чтобы не допускать спекулятивного роста цен на этом рынке. Вместе с тем для каждой области тариф будет отдельным. В Алматы, к примеру, он будет дороже, чем в западных и южных регионах страны
По словам спикера мажилиса Урала Мухамеджанова, “с законопроектами по газу Комитет по экологии сильно “газанул”, быстро они приняли это дело”. Закон, который впервые поступил в палату в конце предыдущей сессии (в июне), вновь был представлен на рассмотрение мажилиса. Народные избранники так торопились, что решили одобрить его сразу в двух чтениях.
Как отпарировали члены “высокоскоростной” рабочей группы, всего в ходе обсуждений было принято около 180 поправок депутатов, с которыми согласилось правительство. Мы уже писали о некоторых новшествах законопроекта в материале “Госгаз” от 29 сентября 2011 года.
Совместное “детище” исполнительной и законодательной ветвей власти (которую пока представил только мажилис) на пленарном заседании палаты представил министр нефти и газа Сауат Мынбаев. “Предполагается упорядочить государственное регулирование цен на внутреннем рынке газа. Для товарного и сжиженного углеводородного газа планируется введение предельных оптовых цен, которые будут утверждаться правительством”, - отметил он, останавливаясь на главных новшествах документа.
Если в правительственном варианте законопроекта предполагалось внедрение механизма реализации сжиженного газа через товарные биржи, то по предложению депутатов система регулирования поставок углеводородного газа была кардинально пересмотрена. Теперь на уровне министерства будет утверждаться план поставок этого вида топлива на внутренний рынок исходя из заявленных потребностей регионов.
Чтобы пресечь деятельность фирм-однодневок, не имеющих соответствующей материально-технической базы, была введена процедура аккредитации газосетевых организаций. “При этом, как уже отмечалось, предельные оптовые цены на сжиженный газ будут определяться правительством. Мы полагаем, что будет существовать приемлемая ценовая разница между экспортными и внутренними ценами с введением данного механизма”, - считает главный энергетик страны.
Кроме того, впервые на законодательном уровне предлагается ввести понятие единой системы снабжения товарным газом. Теперь все разрозненные объекты системы газоснабжения, вне зависимости от формы собственности и принадлежности, будут объединены в единую систему. Их будет контролировать единая диспетчерская служба, поэтому вопросы безопасности и бесперебойного обеспечения внутренней потребности в товарном газе будут усилены.
Больше всего депутатов волновал вопрос, касающийся конечной стоимости газа в регионах. Для каждой области или города областного подчинения будет устанавливаться предельная оптовая цена. В западных областях, которые являются газодобывающими, цена будет самой низкой по республике. “Если говорить о юге и возможных поставках на юг газа по магистральному газопроводу Бейнеу - Бозой - Акбулак, который мы начали строить, понятно, эта труба должна быть окупаемая. На юге газ будет дороже, чем на западе, и включать тариф по магистральной трубе”, - пояснил Мынбаев.
“В Шымкенте цена будет меньше, чем в Алматы, потому что до Алматы надо тоже транспортировать этот газ. В Костанае она будет еще зависеть от своп-операций с Российской Федерацией. В Актобе она может быть четвертой. Я не думаю, что будет 16 цен на газ (столько же, сколько в Казахстане областей и городов республиканского значения. -
“НП”), но пять-шесть уровней вполне может быть”, - добавил министр.
Депутаты обратили внимание на то, что в таком случае для социально уязвимых слоев населения нужно предусмотреть помощь от государства. Как заметил спикер палаты, эти вопросы нужно адресовать уже не Министерству нефти и газа, а Министерству труда и социальной защиты населения. Поэтому это предмет для отдельного рассмотрения. Остается открытым только вопрос, будет ли он обсуждаться так же быстро, как первый “газовавший” законопроект.
Астана |