|
Алан Байтенов
В Алматы запущена (пока в пилотном режиме) автоматизированная информационная система “Безопасность дорожного движения Алматы” (АИС “БДД”). Принципиальное отличие от того, что было - новая система при фиксации и определении нарушений обойдется без участия инспекторов дорожной полиции. Кроме того, видеокамеры будут фиксировать не только нарушение скоростного режима (как это происходит в данный момент), но и проезд на запрещающий сигнал светофора, переезд так называемой стоп-линии, а также дадут возможность отслеживать в режиме онлайн загруженность проезжих частей
В свое время (в 2009 году) градоначальник южной столицы сделал сенсационное заявление - камеры, что установлены в городе (на тот момент их было всего 17), работают лучше, чем весь штат дорожных полицейских (примерно 800 единиц). Пришли к такому выводу просто - камеры собрали больше штрафов. Верно - машина не заставит оплатить штраф, что называется, на месте и не спрячет (к сожалению, такое бывает достаточно часто) полученные деньги от нарушителя под “полик” служебного автомобиля. Поэтому “НП” не раз выступало за тотальную оцифровку этого сектора - машины должны вытеснить человека неподкупностью.
Однако есть и другой момент помимо идеи дистанцирования человека “дающего” от человека “берущего” - неотвратимость наказания и, как следствие, замечательная привычка соблюдать закон. Можно долго говорить о том, что необходимо бороться с коррупцией, проводя масштабные внутрикорпоративные антикоррупционные акции, наконец, проводить их или работать с самими нарушителями, серьезно ужесточать наказания и все равно возвращаться к тому же, от чего пытались уйти. Попросту велик соблазн - вдруг удастся “проскочить”, все равно “отмажусь” и так далее. Так и будет, пока каждый не поймет - наблюдение за дорогой ведется круглые сутки, и автоматизированная система не будет разбираться кто ты, каков твой социальный статус, а попросту возьмет и оштрафует. Причем будет работать автономно, практически без участия человека. АИС “БДД” - по сути именно тот долгожданный вариант. Ведь, согласитесь, невозможно запомнить все перекрестки, которые контролируются беспристрастной информационной системой. Поэтому определено критическое число, при котором машины должны победить сложившийся порядок - 143 комплекса по городу (50 из них будут установлены до июня 2012 года). Поэтому эта система, надеемся, все же сможет решить техническим способом некоторые нравственные проблемы, существующие в нашем обществе.
Как отмечает начальник отдела процессингового центра УДП ДВД города Алматы Анатолий Юлих, сегодня пришло время в корне поменять существующую “программу”. На тот момент, когда устанавливалась система видеоконтроля в городе Алматы, на вооружение были взяты одни из самых передовых технологий. Однако технический прогресс не стоит на месте и на сегодняшний день обыкновенные скоростемеры уже не отвечают современным требованиям. Поэтому и решено было запустить АИС “БДД”.
Анатолий Юлих рассказывает обо всех преимуществах новой системы в эксклюзивном интервью “НП”.
- Можно сказать, что эта система будет в разы точнее?
- Не просто точнее - у этой системы в первую очередь будет шире функционал. Если раньше они фиксировали исключительно нарушение скоростного режима, то теперь мы будем отслеживать в режиме онлайн интенсивность транспортного потока, загрузку различных участков проезжих частей в разное время, производить учет транспортных средств, нарушения - разбой, угон, грабежи, то есть выявлять те автомобили, которые подлежат задержанию.
Также введем дополнительные функции. Будем фиксировать переезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, проезд стоп-линии, реверсное движение, остановку в зоне действия запрещающего знака. Вообще производитель этого аппаратно-программного комплекса обещает точность распознавания на уровне 94 процентов. Страна-производитель аппаратной части системы - Южная Корея.
- Что представляет собой новая система? В чем ее отличие от той, что уже существует?
- С того момента, когда в Алматы была установлена первая система видеофиксации, прошло достаточно времени. Между тем практика показала - то программное обеспечение хорошо справляется с поставленными задачами. Однако по самим аппаратам есть некоторые нюансы. В частности, у большинства из них датчики движения находятся под асфальтовым полотном. И из-за климатических особенностей (резкие перепады температуры) асфальт, что называется, постоянно “ведет”, в связи с чем датчики движения выходят из строя. Ремонт, естественно, дорогостоящий.
АИС “БДД” - система видеофиксации, которая работает в режиме онлайн и практически постоянно. В частности, система будет включать в себя лазерные измерители скорости, которые работают на эффекте Доплера (отраженный радиосигнал). Такая технология дает более точные данные о скорости движущегося объекта. В то же время новые цифровые камеры обеспечат более высокую степень разрешения и более четкое изображение фиксируемого объекта. Также новые технические средства видеофиксации позволят расширить зону контроля.
Вся информация с камер будет поступать по оптическому волокну в специализированный центр в режиме реального времени. Поэтому кроме фиксации нарушений эта система будет также работать на повседневные задачи УДП ДВД. То есть будет осуществлять ежедневную проверку автотранспорта.
|
Город - как на ладони |
- Тем самым информация будет обрабатываться в определенном центре под присмотром специалиста УДП. То есть все равно последнее слово именно за человеком, мол, наказывать или нет?
- Не совсем так. При высокой степени распознавания, которую дадут новые технические средства, обращение к базам данных будет производиться автоматически. Поэтому работа оператора будет заключаться только в том, что он определит (если в этом будет необходимость) соответствие номерного знака информации, содержащейся в базе данных. На этом все. То есть уведомление о нарушении гражданину система будет отсылать автоматически.
Кроме того, ожидается, что к базе нарушителей, точнее “должников”, будут иметь доступ другие госорганы. В частности, нарушитель, который не оплатил своевременно штраф, будет ограничен в получении государственных услуг. Это сейчас прорабатывается на законодательном уровне.
- Сколько всего будет установлено таких новых камер?
- Уточню. Тут речь идет не об отдельных камерах. АИС “БДД” подразумевает введение целых комплексов, которые могут включать в себя несколько камер. Все зависит от конфигурации перекрестка. В частности, каждой камерой будет закрываться отдельная полоса движения плюс еще одна обзорная камера, которая будет следить за ситуацией на перекрестке в целом. Это поможет также при разборе ДТП. Как известно, у нас практически каждое ДТП является конфликтным, так как ни один из автолюбителей не желает добровольно признавать себя виновным. В ближайших планах “закрыть” 25 наиболее сложных в этом отношении перекрестков. В общей сложности система будет включать в себя 143 поста и первые 50 из них будут установлены до июня 2012 года.
- Насколько нам известно, сейчас подобный комплекс установлен на пересечении Толе би и Сейфуллина. Что он из себя представляет?
- На этом перекрестке мы выставили 2 комплекса. Один работает на скорость - есть определенный порог, и сейчас идет тестирование. В частности, разработчики адаптируют систему под наши требования. Второй комплекс фиксирует пересечение стоп-линии и проезд на запрещающий сигнал светофора. Также имеется камера, которая отображает ситуацию на всем перекрестке. Сейчас все работает в тестовом режиме, и в данный момент самое главное - выявить слабые стороны системы. |