ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Проект ХХI века События

Олег Червинский
Четыре недели назад Умберто Каррара, управляющий директор компании “Аджип ККО”, отвечающей за реализацию Этапа I Северо-Каспийского проекта, сделал презентацию Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву текущего состояния проекта, а также вместе с руководителями оператора данного проекта компании “Норт Каспиан Оперейтинг Компани” (НКОК) сопровождал президента в ходе поездки на искусственный остров Д на Каспийском море, с которого будет вестись добыча нефти после начала коммерческого освоения Кашагана. Журналисты президентского пула заметили, что глава государства покидал Атырау в хорошем настроении, вполне удовлетворенный увиденным

Подобную презентацию топ-менеджер “Аджип ККО” сделал на минувшей неделе и для группы журналистов, представлявших ведущие казахстанские и мировые средства массовой информации. Столь внушительный журналистский десант побывал в Атырау последний раз, пожалуй, лишь в июле 2000 года, когда президент нацкомпании “КазахОйл” Нурлан Балгимбаев торжественно вручил Нурсултану Назарбаеву капсулу с образцом кашаганской нефти, рапортовав об открытии одного из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений. Именно с ним связывал Казахстан свои надежды на “большую нефть”. Тогда планировалось, что промышленная разработка Кашагана начнется уже в 2005 году. Однако реальность заставила трижды переносить сроки, последний раз - с 2010 года на четвертый квартал 2012-го. Причем правительство Казахстана жестко заявило - больше переносов не будет.
Главной причиной задержки проекта Умберто Каррара назвал его уникальность. Участники проекта, а это нефтяные компании с мировым именем, просто не сталкивались в своей многолетней деятельности с подобными вызовами. Кашаган - это гигантское месторождение в северной части Каспийского моря размером 75 на 45 километров. Его площадь сопоставима с площадью “большого Лондона” с пригородами. Запасы месторождения составляют более 35 миллиардов баррелей - это самое большое месторождение в мире, открытое в последние 40 лет. Однако извлечение этой нефти сопряжено с большими трудностями - нефтяной пласт залегает в среднем на глубине 4,2 километра, причем нефть находится под аномально высоким давлением (порядка 750-800 атмосфер) и содержит аномально большое количество сероводорода и меркаптанов (15 процентов).
Сложность проекту придает то обстоятельство, что Каспийское море - это замкнутый мелководный водоем. Глубина моря в районе острова Д, где и начнется добыча, составляет всего 3-4 метра. Поэтому применение традиционных технологий бурения и добычи, таких как установленные на морском дне железобетонные конструкции или стальные платформы на сваях, невозможно, так как море зимой промерзает почти до дна и весенний ледостав срежет огромные сваи как спички. Для обеспечения защиты всех производственных объектов и конструкций они возводятся на искусственных островах. Самый масштабный из них - остров Д, возведение которого началось в 2003 году. По периметру острова в морское дно забиты сваи, внутреннее пространство между которыми заполнено каменной породой. Всего баржами было доставлено и засыпано около 7 миллионов тонн известняка. Специально уложенная геомембрана площадью более 77 000 квадратных метров защищает от любых возможных разливов. От ледяных же торосов остров защищают специальные ледозащитные барьеры.
alt
Технологические модули и модули инженерного обеспечения изготавливались на производственных площадках всего мира, в том числе в Норвегии, Италии, Великобритании, Арабских Эмиратах, затем доставлялись через Черное или Балтийское море на Каспий по Волго-Донскому каналу. Перед буксированием модулей на морской комплекс и монтажа на гигантских сваях осуществляется окончательная сборка модулей на производственных площадках Казахстана. Такой подход позволяет не только одновременно осуществлять работы по ключевым элементам проекта, но также снижает воздействие на морскую окружающую среду.
Консорциуму пришлось строить в Атырауском порту специальную инфраструктуру для негабаритных грузов, которая в дальнейшем будет использована в других морских проектах. Логистику проекта осложнил еще и тот факт, что водно-транспортная система Балтийское море - Волга - Каспий из-за мощного ледяного покрова открыта для навигации лишь шесть месяцев в году.
Еще один фактор, с которым пришлось столкнуться участникам консорциума, - очень чувствительная экологическая среда Северного Каспия. Этот район является местом нереста ценных пород рыб, гнездования и миграции птиц. Более 60 процентов биологических видов могут проживать только в этом ареале, в том числе самый мелкий из тюленей - каспийский тюлень и редкий вид осетровых - белуга. Консорциум с первого дня поставил перед собой задачу - обеспечить нулевое воздействие на окружающую среду. В своей деятельности он руководствуется принципом “нулевого сброса” - то есть абсолютно все продукты жизнедеятельности, включая бытовые отходы, использованную воду, вывозятся на берег и там утилизируются.
На сегодняшний день, по словам Умберто Каррара, выполнено 94 процента работ, необходимых для начала коммерческой добычи (которая, напомним, должна начаться не позже декабря следующего года). Уровень готовности наземного комплекса составляет 97 процентов, морского - 92 процента. Наземный комплекс включает в себя установку комплексной подготовки нефти и газа “Болашак”, электростанцию мощностью 220 мВт (введена в эксплуатацию в декабре 2010 года), инженерные коммуникации (действующие с июля 2011 года). Близятся к завершению пусконаладочные работы на установках серы, нефти и газа. Построено 17 километров подъездных дорог и 25 километров железнодорожных путей, а также 2 железнодорожные и одна автобусная станции. Кроме того, “Аджип ККО” имеет собственный вахтовый поселок “Самал” со столовой, кинотеатром, медпунктом и спортзалом.
Что касается морского комплекса, то здесь возведено 4 буровых острова и остров добычи Д. Пробурено 20 добывающих скважин, из них 12 - на острове Д и 8 - на острове А. Все острова будут соединены между собой трубопроводами, на острове Д будет производиться сепарация нефти и газа, после чего они по основному трубопроводу будут отправляться на “Болашак”, где будет производиться их очистка. Часть сырого газа будет подаваться обратно на остров Д и закачиваться в пласт для поддержания давления, часть - использоваться для производства электроэнергии для энергоснабжения объектов морского комплекса, часть - продаваться через систему трубопроводов Интергаз - Центральная Азия, врезка в которую уже осуществлена. Подготовленная товарная нефть с “Болашака” будет поставляться в систему Каспийского трубопроводного консорциума и “КазТрансОйла”.
Предполагается, что на этапе опытно-промышленной разработки месторождения добыча на нем составит 370 тысяч баррелей в сутки. Впоследствии возможно увеличение проектной мощности Этапа I до 450 000 б/с, что может быть достигнуто за счет введения в строй дополнительных мощностей по закачке газа.
alt
Дорога на комплекс “Болашак”, расположенный в 32 километрах к востоку от Атырау, заняла немногим более получаса - к объекту ведет великолепное асфальтированное шоссе. В таком же состоянии и все дороги на объекте и в вахтовом поселке. Сам комплекс производит на людей, впервые попавших на подобного рода объекты, неизгладимое впечатление. На участке в 350 гектаров разместилось чудо инженерной мысли - установки нефти, газа и серы. При их строительстве использовано 60 тысяч тонн металлоконструкций, что составляет суммарно вес 8 Эйфелевых башен. На территории проложено 6500 километров электрических кабелей - это расстояние от Лондона до Алматы. В связи с рыхлыми почвами в фундаментное основание было забито более 55 тысяч свай. Если сложить их друг за другом в цепочку, то общая их длина составит более 600 километров. Это расстояние от Милана до Рима.
Сегодня практически все установки огорожены красными защитными лентами - они готовы к приему кашаганской нефти. Тишину атырауской степи нарушает лишь мерный гул - это работает газовая турбина энергоблока, поясняет Лука Мори, менеджер проекта по наземному комплексу. Вместе с ним заходим в центральную диспетчерскую. Из почти пяти десятков мониторов мерцают не больше десяти, за которыми следят три оператора. Каждый монитор контролирует состояние одного из производственных участков, и работающий означает, что он принят в эксплуатацию. В центре диспетчерского пульта - красный телефон. Он предназначен для прямой связи с островом Д.
Одна из проблем, которую придется решать на “Болашаке” - это извлечение сероводорода из поступивших на установку нефти и газа, говорит Лука Мори. Полученная сера будет заливаться в жидком виде в герметичные контейнеры, чтобы избежать попадания серной пыли в атмосферу. Консорциум намерен активно реализовывать полученную серу на международных рынках. Однако опыт соседей - совместного предприятия “Тенгизшевройл”, тоже столкнувшегося с “серной проблемой”, показывает, что количество покупателей этого специфического продукта в мире ограничено, как и в целом емкость серного рынка. Поэтому на “Болашаке” подготовлены мощности для временного хранения 4 миллионов тонн серы.
alt
Заботой об экологии продиктован и еще один проект NCOC - создание зеленого пояса вокруг завода. Это особенно актуально, учитывая что солончаки вокруг Атырау не слишком жалуют деревья и кустарники, без дополнительного полива они чахнут, а потому степной пейзаж на сотни километров от областного центра уныл и однообразен.
“Аджип ККО” приступила к реализации проекта строительства лесопитомника в полупустынной зоне Атырауской области совместно с казахстанскими специалистами в области лесного хозяйства. Лесопитомник будет выполнять роль пункта акклиматизации молодых растений, которые будут высаживаться в санитарных целях на территории защитной полосы вокруг завода “Болашак”. В будущем лесопитомник может использоваться для разведения и сохранения местных пород растений, которые находятся под угрозой исчезновения.
В 2011 году вокруг завода “Болашак” будет подготовлен участок площадью 20 гектаров под подсадку примерно 140 000 деревьев в следующем посадочном сезоне. Озеленяемые участки будут устраиваться таким образом, чтобы деревья и кустарники постепенно разрослись по всей территории, создавая экосистему, которая все меньше будет зависеть от полива и участия людей. Через какое-то время более 70 процентов растений уже не будут зависеть от искусственного полива, сказал Лука Мори.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение