|
Юлиана Жихорь
Депутатов парламента волнуют вопросы качества работы уголовно-исполнительной системы и поведение коллег по палате
Мажилисмен Сат Токпакбаев обратился к премьер-министру и секретарю Совета безопасности по ситуации в уголовно-исполнительной системе. Его беспокоят участившиеся волнения в тюрьмах, попытки побегов, тюремные штурмы. И постоянные письма на имя депутатов от правозащитных организаций и родственников осужденных о фактах избиений и унижений заключенных, которые, по словам заявителей, имеют место повсеместно в учреждениях УИС.
“Общая картина убеждает, что в деятельности учреждений УИС есть ряд системных недостатков, требующих принятия срочных мер”, - заявил депутат. По его мнению, представители МВД, КНБ и прокуратуры, работающие по обеспечению режима содержания осужденных, “не владеют реальной обстановкой в тюрьмах, и не способны действовать на опережение”: “Наличие оружия у заключенных, имевшее место в упомянутых попытках организации побегов и штурмов, подтверждает их устойчивые связи с внешним миром и убеждает: на деле учреждениями УИС руководят преступники, так называемые “смотрящие”.
Депутат считает, что во многом в этом виноват перекос в системе оплаты сотрудников различных ведомств, работающих в учреждениях УИС. “Сравнительный анализ денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и национальной безопасности, Вооруженных сил, финансовой полиции показывает, что денежное довольствие представителей МВД значительно ниже, чем у их коллег по аналогичным должностям. На уровне областных звеньев разница составляет до 76 процентов, в центральном аппарате до 58 процентов...” Выплаты за звание тоже ничтожны: разница за звание между лейтенантом полиции и лейтенантом ВС составляет 26 740 тенге, генерал-майором полиции и генерал-майором ВС 73 814 тенге.
Аналогичная ситуация и по пенсиям. “Например, оперуполномоченный территориального органа МВД в звании майора полиции, имеющий выслугу лет на 01.01.1998 года 10 и более лет, получает пенсию в размере 40 912 тенге за счет бюджетных средств. При меньшей выслуге до указанного срока пенсия при таких же должности и звании назначается в размере 17 043 тенге (14 728 тенге из бюджета и 2315 тенге за счет индивидуальных пенсионных накоплений). Тем же, кто зачислен на службу после 1 января 1998 года, государственные пенсионные выплаты не положены. Следовательно, их пенсия оформляется в смешную сумму 2315 тенге за счет индивидуальных пенсионных накоплений. Подобные “перспективы” никак не способствуют повышению имиджа службы в органах МВД”.
Как следствие, текучесть кадров и дефицит квалифицированных специалистов, “людей с высокими морально-нравственными характеристиками, готовых к защите интересов страны”. Депутат потребовал от правительства учесть эти аспекты в процессе реализации реформы правоохранительных органов, повысить доплаты за звание силовикам “до уровня окладов по воинским званиям”. (На это из бюджета дополнительно потребуется свыше 33,5 миллиарда тенге.)
Другой депутат - Ирак Елекеев - блюдет морально-дипломатический облик казахстанских парламентариев. Он раскритиковал руководство палаты за недипломатичное поведение во время международной научно-практической конференции “Новый Казахстан в новом мире: 20 лет независимости”, инициатором проведения которой выступил мажилис. По его мнению, перед участвовавшими в ней послами, аккредитованными в Казахстане, мог бы выступить лично спикер палаты Урал Мухамеджанов. “К сожалению, спикер не удосужился принять участие в данной конференции. В итоге мы упустили возможность продемонстрировать инициативу нашего президента и напомнить о важности ядерной безопасности мира”, - заявил Елекеев.
Критике подвергся и заместитель председателя мажилиса Владимир Бобров, который после обращения к участникам конференции с приветственным словом покинул зал: “Я не думаю, что господин Бобров допустил преднамеренное неуважение в отношении высоких послов, он длительное время работал на себя как предприниматель, просто забыл о делах государства”.
Он напомнил о правилах дипломатического протокола и этикета, заявив, что “нарушение международной вежливости, особенно преднамеренно, рассматривается как нанесение ущерба престижу авторитета государства”, потому что их несоблюдение может быть расценено “как неуважение или враждебность и повлечь за собой межгосударственный конфликт”. В ответ коллега депутата Р. Мадинов заявил, что спич Елекеева “не отвечает духу” палаты, и попросил разобраться с этим на заседании фракции.
Астана |