|
Алан Байтенов
В скором времени в Алматы появятся специальные паркоматы. Эти электронные машины, по замыслу организаторов проекта, сменят полулегальных парковщиков и выведут, наконец, средства “на свет”. В то же время видно, что муниципальные власти пошли по пути наименьшего сопротивления. То есть озабочены исключительно проектом установки аппаратов, вместо того чтобы в корне пересмотреть вопрос организации парковки в городе - создавая, например, многоуровневые паркинги и тем самым разгружая обочины проезжих частей
Все началось с того, что аким южной столицы объявил - мол, скандально известное ГКП “Алматыпаркинг”, сотрудники которого собирают деньги за парковку, продолжает получать негативные отзывы относительно своей работы. Поэтому наконец решено вывести “жилеты” из моды и заменить их специальными автоматами. Это, по мнению градоначальника, позволит придать средствам, полученным от парковки в городе, официальности. Однако позже стало известно, что ГКП все же останется, если называть вещи своими именами, в этом бизнесе. За ним будет закреплено право выбирать арендатора земель. Напомним, пресс-служба акимата города сообщала, что ГКП “Алматыпаркинг” будет определять эксплуатирующие организации путем проведения тендера.
Признаться, мы к этой утопической инициативе (вывести парковочные деньги из тени) отнеслись несколько скептически. Вспомнили, например, что в борьбе за свой хлеб известное ГКП пережило множество исков и разбирательств. В этом списке вопросы от прокуратуры, Налогового комитета, а также антимонопольного агентства. Такое положение дел давало основание полагать, что компания и в этот раз не отдаст “свое” и не удовлетворится отведенной ролью главного члена жюри кастинга эксплуататоров земель, отведенных под парковку. Отчего проект заглохнет.
Но буквально в понедельник нам стало известно, что акимат все же серьезно взялся за этот вопрос и договоренность, по всей видимости, была достигнута. В частности, муниципальные власти отрапортовали - Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы разработало проект правил организации платных автостоянок. В качестве “стержня” взят мировой опыт. Так, согласно плану, мегаполис будет разделен на зоны, где будут действовать свои правила. В частности, в центре города можно будет оставить автомобиль не более чем на час. При этом стоимость парковки по сравнению с менее загруженными частями города будет значительно выше. Цена часа пока не определена и решится на заседании маслихата. Однако уже предусмотрены некоторые механизмы оплаты - с помощью автомата, пластиковых карт, мобильной связи, банкоматов и других популярных способов. (Что организаторы подразумевают под понятием “другие”, сегодня не известно, однако не исключено - с помощью все тех же, в недалеком будущем, безработных “жилетов”. Об этом подробнее немного ниже).
Решено - до конца года этот проект, пусть и в пилотном варианте, но должен быть запущен. По крайней мере, на этом настаивает градоначальник. И 1 ноября - именно тот срок, когда необходимо внести все замечания и предложения в проект и представить на утверждение. Однако многие моменты, на наш взгляд, до сих пор не решены. Конечно, вывод средств из тени - уже хорошо, но это не решает главной проблемы - дороги по-прежнему останутся загружены. То есть власти даже не планируют вместе с введением новой системы оплаты также разгрузить проезжие части и перенести парковку. И это вполне объяснимо - при предложенном порядке каждый кусочек земли теперь становится стратегически важным объектом. И чем он ближе к оживленным местам (например, часть дороги около именитого торгового цента или популярного рынка), тем выше и его привлекательность. То есть все, что произойдет - сменится лишь способ оплаты и пусть и временный, но собственник.
Кстати, мы не одиноки в своем утверждении, что создание парковки, как утверждают муниципальные власти, совершенно по-новому, в предложенном виде не принесет должного эффекта. В частности, депутат Танирберген Бердонгаров, известный своим пристальным вниманием к этому вопросу, считает примерно так же. “Вместо того чтобы автоматизировать паркинги, нужно строить многоуровневые парковки в тех местах, где наибольшее скопление автомашин. В частности, в районах торгового дома “Зангар”, супермаркета “Юбилейный”, всех рынков, торговых центров”, - отмечает Бердонгаров. Со своей стороны добавим - прецедент есть, в частности, во дворе того самого “Юбилейного” работает комплекс - смарт-паркинг. Конструкция напоминает своеобразный лифт, который может одновременно “принять” 8 автомобилей. При этом занимает место всего двух. Этот проект был презентован еще в 2007 году и открывали его торжественно и с помпой, рассказывая при этом, что до конца 2007 года в Алматы будет построено 16 таких сооружений. Правда, благое дело как-то не заладилось - тот смарт-паркинг так и остался в одиночестве.
Как уже заметил читатель, власти всеми способами форсируют проект создания “современной” парковки в городе - объявили о нем в сентябре, а представить на утверждение необходимо уже в ноябре. Это наводит только на одну мысль - горят планы по освоению средств, выделенных на решение этой проблемы. Пусть это звучит несколько цинично, но у нас есть свое предложение, которое базируется на врожденной любви наших чиновников к освоению бюджетных средств - ведь наряду с закупом специальных паркоматов могут в этом нелегком деле освоения средств помочь также и упомянутые смарт-паркинги, а также специально созданные многоуровневые парковки. И вот в этом случае средства уйдут куда надо и почти все интересы будут соблюдены - как чиновников, так и простых горожан.
Тогда как с тем подходом, что презентуется сейчас, “жилеты”, вероятно, все равно останутся и будут дежурить около паркоматов и обменивать свои бесплатные талоны (которые им положены по работе) на живые деньги. Такое можно увидеть сейчас, в частности, при выезде из зоны Медеу. Кроме того, стоит продумать механизм оплаты: ввести, например, парковочные талоны на месяц, квартал или даже год. И чтобы приобрести их можно было в официальных местах по принципу некогда необходимых проездных на общественный транспорт. Иначе, отдай эту сферу в частные руки - и на территории парковки появится свое государство со своими законами и правилами.
|