|
Анна Шелепова
Отдельным казахстанским водителям мало иметь престижный автомобиль. Какой с него толк, если владельца может тормозить каждый полицейский? Солидному человеку такие проблемы ни к чему - “блатной” же номер дает возможность избежать незапланированных остановок, нравоучительных разговоров с постовыми. Только в Алматы вопреки существующему мораторию на выдачу госномеров с повторяющимися цифрами подобных номеров около двух тысяч. Как такое возможно?
После того, как блогеры предложили премьер-министру Казахстана Кариму Масимову продавать популярные номера на авто с аукциона, прошло более недели, но реакции со стороны властей СМИ не увидели.
Между тем впервые “красивые” автономера появились в США - цифры представляли собой симметричную комбинацию, а буквы могли составить целое слово. Сегодня номера с именами в Штатах можно получить совершенно легально, за деньги, при условии, что выбранное слово (или ваше собственное имя) для номера свободно.
В Великобритании или Объединенных Арабских Эмиратах существует аналогичная система: государственный номерной знак для новых автомобилей можно купить с аукциона. К примеру, в Арабских Эмиратах установлен абсолютный рекорд стоимости vip-номера: на аукционе в Абу-Даби за номерной знак с цифрой “5” один из участников заплатил почти 7 миллионов долларов.
А в мае этого года Комитет Госдумы РФ по транспорту предложил также продавать “красивые” номера на автомобили через аукцион. Предполагалось, что автодилеру может выдаваться серия номеров для установки на новые автомобили. Далее в рамках дилерского центра организуется аукцион, на который выставляются номера с особым сочетанием цифр и букв. Возможно проведение торгов в электронном виде. По замыслу законодателей, стартовая цена “красивого” номера может меняться в зависимости от спроса, в том числе в сторону понижения.
А пока, по данным, которые приводятся в интернет-изданиях России, привилегированные номера продают из-под полы. “Так, номера серий ААА77 обойдутся будущему владельцу примерно в 40 000 долларов”. У нас так называемый зеркальный номер, по некоторым данным, можно получить за 100-200 долларов. Госномер “500” или “005” по знакомству обойдется в пределах 800-1000 долларов, а номер из серии “777” (как нам пояснили, из старой серии) на сегодняшний день стоит в пределах трех тысяч долларов. До кризиса посредники за такой номер просили около семи тысяч долларов. Все, разумеется, нелегально.
В то время, как практика по легальной продаже “красивых” номеров, как мы уже говорили, существует во множестве стран. Лидерами являются Великобритания, страны Ближнего Востока и Китай. Все деньги, полученные от продажи номеров, попадают в государственный бюджет, а не оседают в карманах взяточников в погонах.
Что касается Казахстана, то, как известно, с 30 июля 2007 года принят приказ МВД РК о запрещении выдачи престижных госномеров для физических лиц. Мораторий был введен в целях искоренения коррупции, а также для большего порядка на дорогах среди автолюбителей. И официально такой категории, как “блатные” номера, нет уже 4 года. К этой категории относятся госномера, начинающиеся от “001” до “009”, от “111” до “999” и от “100” до “900”.
В реальности они до сих пор встречаются. Как пояснил пресс-секретарь УДП Алматы Еркин Утегенов, такие номера сохранились в силу возможности их оставлять по наследству, дарить или присваивать их вторично.
“Если обладатель vip-номера снимает автомобиль с учета и одновременно ставит на учет другое транспортное средство, ему могут повторно присвоить его же собственный номер. В другом варианте в случае смерти машина вместе с госномером переходит по наследству, при этом меняются только фамилия и имя обладателя машины.
В третьем случае владелец может подарить автомобиль вместе с номером, оформив дарственную нотариально”.
|
Магия цифр - магия денег |
Таким образом, по улицам Алматы разъезжают 549 автомобилей с номером “777”, 567 транспортных средств с номером “001” и 646 авто с номером “007”. В силу менталитета последних участников дорожного движения можно предположить, что вряд ли обращение отечественных блогеров получит положительный отзыв со стороны власти.
Впрочем, как ни странно, в последнее время подобные госномера на авто, которые, казалось бы, должны служить своеобразным “вездеходом”, наоборот, становятся показателем платежеспособности владельца транспортного средства. И его останавливают чаще, чем машины с обычными номерами. В случае, если обладатель такого номера нарушил ПДД, общение с ним, скорее всего, закончится решением проблемы на месте, что называется, без официального протокола. Поэтому водители стараются прибегать к дополнительным или и вовсе другим вариантам “страховки” - кто может, пользуется собственным положением, кто-то приобретает различные корочки, возит с собой визитки с автографами знакомых чиновников, представителей власти или пользуется семейными связями, если кто-то из родственников (близких знакомых) работает в органах. Эти варианты в стране с нашим специфическим менталитетом работают безотказно. |