|
Юлиана Жихорь
Законопроект, запрещающий молиться Богу везде, кроме дома и культовых мест, не мог не “поднять бучу”. С одной стороны, понятна тревога казахстанских властей, обеспокоенных известными событиями этого лета (взрывы в Астане и Актюбинске, бунт в Балхашской колонии, бои с салафитами на западе Казахстана). С другой - рекордная спешка, с которой был принят один из самых спорных законопроектов последних лет - “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, который “прогнали” через мажилис всего за две недели, может сослужить обществу плохую службу.
Как результат - во вторник ряд партий и неправительственных организаций потребовали отставки главы Агентства Республики Казахстан по делам религий Кайрата Лама Шарифа
“Мы требуем отставки руководства Агентства по делам религий в связи с тем, что данный разработчик без широкого обсуждения вносит такие предложения (законопроект и поправки в сопутствующие законы) в парламент”, - заявил председатель общественного объединения “Институт демократии и прав человека” Болатбек Билялов. “Только за столом переговоров можно решить многие вопросы. Но вот вам ответ агентства по делам религий, когда оно не приглашает заинтересованные стороны для обсуждения. С таким человеком, который принял данное решение, как мы можем вести переговоры? Поэтому и ставим вопрос об отставке должностного лица с тем, что оно несет ответственность уже за появление этого закона”, - считает он.
Его сторону приняли также ряд НПО (“Единство страны”, “Конгресс Казахстанской мусульманской молодежи”, “Молодежь Казахстана”, “Единство молодежи” и партия “Адилет”).
Свое обращение недовольные направили премьер-министру и парламентариям. К слову, парламентарии, за исключением одного депутата Бекболата Тлеухана, все единогласно согласились с положениями проекта закона.
Хотя за две недели, что документ обсуждался в парламенте (а также на заседании Общественной палаты), в него внесли около 100 поправок, большая их часть, скорее, технические: где-то опять не совпадают русская и казахская версии, где-то надо поставить запятую, где-то заменяют выражения на “юридически грамотные”.
По сути, в документе появилось лишь три содержательных нововведения. Депутаты попросили, чтобы религиоведческую экспертизу кроме литературы проходили еще и образовательные программы, потребовали ввести запрет на возможность отправки религиозными объединениями на обучение зарубеж иностранцев и лиц без гражданства и предложили, чтобы к документам, подаваемым в местные исполнительные органы для регистрации религиозного объединения, прилагался список его членов.
Три поправки, не принятые палатой, были предложены главным парламентским противником документа - Тлеуханом. Он предлагал исключить из законопроекта положение о том, что “государство отделено от религии”, заявляя, что государство не может быть отделено от религии, но может быть отделено от религиозных объединений. Мол, государство - это его граждане. А если граждане религиозны, то заявлять, что государство отделено от религии, нельзя.
Кстати, интересный вопрос задал председателю Агентства по делам религии мажилисмен Нурлан Онербай. “Если государство отделено от религии, не все ли равно, какого мазхаба мы будем придерживаться?” - вопросил он в ответ на долгие рассуждения Лама Шарифа о том, что в Казахстане исповедуется ислам ханафитского учения (мазхаба). И Лама Шариф не нашелся что ответить, сославшись лишь, что-де исторически нам присущ такой мазхаб.
Вторая и третья внесенные Тлеуханом и непринятые мажилисом поправки касались одного из самых спорных пунктов документа - возможности религиозных обрядов и церемоний в государственных органах и учреждениях, войсках, организациях образования и т.п. Тлеухан предложил ограничить запрет лишь проведением в этих местах миссионерской деятельности. Но разрешить гражданам в этих заведениях “индивидуальную молитву”.
“Вы ведь прекрасно знаете, что одним из пяти священных долгов мусульманина является совершение намаза. И нам никуда от этого не деться. Эта наша традиция. И если мы говорим, что категорически не допускается, мы совершаем ошибку. Наш категоричный тон может вызвать социальное обострение в народе, - заявил Тлеухан (перевод с казахского языка предоставлен мажилисом парламента). - Я просто хочу вас предупредить, а дальше вам думать. Потому что перед народом, перед Богом вы ответственны. Не забывайте об этом!”
И заодно сообщил, что как минимум несколько человек в самом парламенте с принятием этого закона будут его нарушать (и он сам - один из них).
Астана |