Ботагоз Омар
Ситуация на рынке мобильной связи в очередной раз доказала, что, как бы государство ни вмешивалось в вопросы ценообразования, лучшим способом снижения стоимости услуг является развитие конкуренции
После многолетнего общественного резонанса и ряда депутатских запросов, в которых содержались требования вмешаться в ситуацию на рынке мобильной связи, профильное министерство смогло, наконец, заявить, что тарифы на сотовую связь в Казахстане теперь имеют тенденцию к снижению.
Ни для кого не секрет, что пока наша страна лидирует по стоимости разговоров по мобильным телефонам по сравнению с другими странами СНГ. Стоимость услуг у нас от трех до десяти раз выше, чем при аналогичных тарифах стран Европейского союза. По мнению ряда народных избранников, связано это было с ценовым сговором между двумя главными операторами связи. Соответствующие проверки инициировали представители антимонопольных органов как Казахстана, так и соседней России.
Осенью прошлого года на встрече с журналистами они делились итогами своей работы, заявив, что в результате “деятельного раскаяния” крупнейшие операторы сотовой связи, действующие на территории обеих стран, объявили о двух-, а в ряде случаев и о трехкратном падении стоимости тарифов для клиентов, подключенных к международному роумингу (включая как услуги по подключению, так и сами тарифы на услуги Интернета и голосового вызова).
Кроме того, в это время шаг тарификации услуг сотовой связи был снижен с десяти секунд до одной. Участники рынка мобильной связи на такие меры пошли отнюдь не по доброй воле. Принятие их сэкономило казахстанским монополистам 33 миллиарда тенге, которые они должны были выплатить в виде штрафов после того, как Агентство по защите конкуренции выяснило, что они необоснованно завышали тарифы.
Тем не менее для большинства казахстанцев по-прежнему стоимость предоставляемых услуг операторами мобильной связи - вопрос туманный и непредсказуемый. Заранее оплаченные единицы иногда “уходят” в неизвестном направлении. Как говорится, без суда и следствия.
По официальному заявлению Министерства связи и информации, в течение последнего года тарифная политика сотовых операторов меняется в сторону клиентов. Во многом на ситуацию повлияло появление нового шведского оператора - компании “Теле-2”. Зарубежный игрок предоставил казахстанцам возможность разговаривать по восемь тенге с первой минуты на все направления по Казахстану. Как результат, всего за три месяца абонентская база этой компании выросла до 650 тысяч абонентов.
Следом за этим компания “Кар-Тел” с брендом Beeline запустила тарифные планы, при которых абоненты могут разговаривать, к примеру, за тенге в минуту после трех минут разговора в день по накопительной системе или по одной тенге с третьей минуты разговора на все направления.
Оператор сотовой связи GSM Казахстан с торговыми марками Kcell/Activ/Мegaline снизил максимальную стоимость минуты с 29 до 20 тенге и упразднил в декабре тарифные планы. Стоимость самой дешевой минуты внутри сети, с учетом рекламных тарифов, снизилась с 23,49 до 11 тенге, на сети других операторов - с 34,29 также до 11 тенге.
Астана |