ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Обычная история События

Алан Байтенов
Ежегодное повышение цен на ГСМ - традиция. Причем каждый раз находится новая причина. Сейчас, отмечают представители розничной торговли ГСМ, дело в своеобразной вилке - с одной стороны, государство регулирует розничные цены на социально значимые виды топлива, а с другой - не обращает должного внимания на оптовые цены, тем самым создавая идеальные условия для спекуляции. Отсюда, мол, все сложности - независимые реализаторы топлива не могут позволить работать в убыток, а мы, то есть потребители, получаем ожидаемый дефицит и неизбежное повышение розницы.
Это одна позиция. Придерживаются ее, как понял читатель, представители розничной торговли. Однако есть и еще одно мнение, в частности, представителей Агентства по защите конкуренции (АЗК). Так, в интервью одному из отечественных изданий председатель АЗК Мажит Есенбаев отметил - та самая вилка, на острие которой оказались независимые реализаторы топлива, не что иное, как лукавство.
Между тем пока стороны пытаются решить, кто же виноват (в данный момент идет расследование, инициированное АЗК), топливо продолжает исчезать из свободной продажи, а цены ползти вверх

Считается, что 40 процентов высокооктанового бензина поступает в Казахстан из России. И в данный момент у соседей не самая завидная ситуация с наличием горючего. Принималось решение даже ввести временный запрет на экспорт ГСМ. В то же время, отмечают независимые эксперты, это не дало ожидаемого эффекта, так как крупные реализоторы ГСМ сделали свой ход - придержали топливо и отпускают его строго лимитировано: не дай бог ненароком улучшить ситуацию и тем самым обвалить запредельные и столь выгодные цены. Сложная ситуация с ГСМ у соседей уже сказалась на некоторых странах Центральной Азии. В частности, в Таджикистане и Киргизии вовсю правит топливный кризис. Конечно, в Казахстане ситуация не столь сложная (мы еще не видим километровых очередей на заправках), однако нам все же предрекают подобное, если вовремя не примем необходимых мер.
Не секрет, что большинство реализаторов топлива сильно зависит от того самого “пятачка”, где оптом приобретается топливо для его дальнейшей розничной продажи. И большинство представителей розницы апеллируют к ценам, что установлены оптовиками. Тем самым объясняя сложившуюся ситуацию на внутреннем рынке: мол, реальная оптовая цена на топливо существенно разнится с той, что установило правительство, а компании не могут работать себе в убыток. В то же время независимые эксперты отмечают: столь резкий скачек цен на ГСМ, а также их дефицит на внутреннем рынке созданы искусственно. В качестве доводов приводят следующий момент - два отечественных НПЗ получают нефть напрямую с месторождений и за последний период объемы добычи сырья существенно не изменились. Следовательно, бензина и дизельного топлива в стране должно быть достаточно, только вот они проходят мимо. В качестве предположительного пункта доставки упоминают российский рынок, где цены существенно выше отечественных (тем самым, дорогой российский бензин или его отсутствие не могут столь серьезно сказываться на нашем рынке горючего).
Сейчас, кстати, по этому поводу проводятся проверки и расследования. По заявлению представителей АЗК, результаты их будут известны в конце августа или начале сентября. Но уже сейчас АЗК требует ввести повышенные пошлины на вывоз легкого и тяжелого топлива из республики. В качестве предложения рассматривается также и вариант полного запрета экспорта ГСМ до тех пор, пока ситуация с наличием топлива и ценами не стабилизируется. Конечно, и в этом случае некоторые экспортеры топлива могут воспользоваться ситуацией и придержать горючее, однако часть, рассчитано, все же попадет на внутренний рынок.
Но такое решение в силах принять только правительство. И немного странно, что до сих пор оно ограничивается, как показала практика, не совсем действенными методами борьбы с дефицитом и высокими ценами. То есть включает режим государственного регулирования цен на внутреннем рынке. Что это дало, кроме упрочившегося дефицита и очередного повышения цен? Ведь если рассмотреть ситуацию по республике, большинство частных и небольших розничных торговцев топливом не соблюдают настоятельно рекомендованного порога. Да и оптовики, несмотря на ведение переговоров, не желают снижать свои цены и продолжают поглядывать в сторону российского рынка. Тем самым жесткие ограничивающие меры сегодня чрезвычайно необходимы. Более того, считают аналитики, решение должно было быть принято еще в апреле, когда цены только поползли вверх.
Между тем временный дефицит топлива можно также объяснять “уборочно-посевной”. Мол, есть определенный лимит, так сказать, неприкосновенный запас. Однако все мы знаем, что это льготное топливо окольными путями все же попадает в розницу. При этом разница (по определению топливо для сельхозработ дешевле) оседает в неопределенных карманах. Вообще, складывается такое впечатление, что подобными мерами (дефицитом, талонными системами) нас готовят к новым более высоким ценам, которые по известным причинам (нам все время это внушают, сравнивая наши цены с российскими) совершенно неизбежны. Судите сами, вот так вот сразу поднять планку более чем на 30 процентов сложно. А довести дефицитом и талонной системой до стадии “согласны на все”, гораздо проще...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение