|
Ирина Ковалева
Пока именитый дрессировщик Юрий Куклачев собирается открыть в Москве Храм кошек, в Павлодаре из-за этих самых кошек разгорелся скандал. Жительница многоквартирного дома подала иск на соседку. Помимо прочего она требует взыскать с ответчицы 200 тысяч тенге - за возмещение морального вреда. Как выяснилось, обратившаяся в суд женщина вовсе не является ярой “кошконенавистницей”. Дело оказалось не просто в кошках, а в их количестве: в двухкомнатной квартире по соседству нашли приют 50 мяукающих постояльцев
Суть претензий Валентины Прокопенко к Ольге Мазур такова: устранить нарушения в виде полусотни кошек и антисанитарии в подъезде и оплатить моральные страдания. Судебное заседание по настоянию истицы провели с выездом на место - в доме по Циолковского, 3. Чтобы поверить своим глазам и обонянию.
Сама подательница иска от комментариев отказалась, мол, смотрите сами. А ответчица, известная в Павлодаре защитница животных Ольга Мазур, объясняет сложившуюся ситуацию так: не может быть равнодушной к беззащитным существам. Выгнать их - рука не поднимается. Почти всю зарплату женщина тратит на корм и лечение брошенных мурзиков. У каждого из хвостатых питомцев - своя история.
“Вот эта рыженькая сидела зимой на лавочке вся покрытая инеем, просто кусок льда, - берет на руки кошку Ольга Борисовна. - И знакомая меня уговорила: возьми ее, а то она погибнет. А вот эту кошечку беременную выгнали соседи. Она у меня родила котят. А потом ее хозяева приходили и проверяли, как она поживает, - ее, оказывается, Нюша зовут.
Эту знакомый спас, ее дети пинали. И сейчас ее никак не берут - проблем со здоровьем много. А вот эту я зову Хищня - ее подкинули в прошлом году”.
Хозяйка “кошкиного дома” работает начальником отдела по защите животных Союза потребителей Павлодарской области. Она считает, что давно пора поднимать вопрос о создании официального приюта для беспризорных собак и кошек.
С просьбой о помощи защитники животных отправляли письма во все властные структуры, утверждает женщина. Ответ один: на зверей денег нет, только за счет спонсоров и общественников. Помочь могут только выделением земельного участка. Защитники братьев меньших разводят руками: что можно сделать с голым участком без спонсорской помощи?
По словам Ольги Мазур, гостили у нее и 50 кошек, но сейчас в ее квартире на первом этаже проживает около 25. Летом питомцы выбираются из окна по специальной лесенке на улицу, так что подсчитать, сколько конкретно постояльцев - полсотни или меньше, - не удалось. По сути же, квартира Мазур стала для кошек приютом, а для остальных жильцов - головной болью.
“Хорошо, у нее кошачий приют, - с трудом сдерживает эмоции сосед Владимир Ким. - Я открою собачий. Еще кто-то откроет поросячий - ведь поросята такие пухленькие, хорошенькие! И куда деваться остальным?
Я хочу, чтоб вопрос решили кардинально. Запретить в любой квартире открывать приюты! При этом дать четкое определение, что приютом считается количество живности в квартире, скажем, больше трех.
Они строят из себя спасителей животных, любителей природы - а мы изверги! Вот приходят, погладят кошечку, покормят и уходят, а мы в вони живем. И спрашивают: что вы так кошечек ненавидите? Вопрос нужно ставить по-другому. Каждый человек вправе жить в своей квартире в комфортных условиях. А соседка создает нам адские условия”.
В подвале, по словам жильцов, невозможно держать собранный на даче урожай - кошки устроили в хранилище туалет. Основная проблема, по словам обитателей дома, зловоние в квартирах, даже у тех, кто дома никакую живность не держит. Требование соседей единодушное: мохнатых постояльцев приюта выселить.
“Вонь страшная, - жалуется Василий Ромашкин. - Это уже продолжается третий год. Неоднократно проводили собрание в подъезде, просили ее что-то сделать, но бесполезно. Пусть оставит себе парочку кошек, но не десятки же”.
Между тем в Алматы, например, порядок содержания домашних питомцев четко прописан и утвержден городским маслихатом. Так, обязательным условием является регистрация кошек и собак с двухмесячного возраста, их вакцинация и обработка против паразитов. Владелец обязан убирать экскременты за своим питомцем.
Внесена ясность и по поводу количества живности: одна семья в одной квартире многоквартирного жилого дома может взять двух собак и двух кошек. Причем включая приплод до трехмесячного возраста.
Повзрослевшее потомство положено определить в добрые руки или сдать в специальную службу, занимающуюся отловом и содержанием безнадзорных животных. В частном алматинском доме можно держать от двух до пяти кошек и собак. А приюты и питомники в квартирах и индивидуальных домах жилого фонда южной столицы организовывать запрещено.
Кстати, в Административном кодексе Республики Казахстан есть статья 311 - “Нарушение правил содержания собак и кошек”. Закон гласит: за отступление от установленных местными представительными органами правил содержания кошек в городах и других населенных пунктах хозяину грозит предупреждение или штраф в 1 МРП. А если от кошки каким-то образом пострадало здоровье людей или их имущество, то владельца накажут на 15 тысяч тенге.
Однако в Павлодаре, по словам правозащитника Юрия Павленко, разрешенное количество кошек в квартирах нигде не оговорено. К слову, на сайте ГУ “Отдел сельского хозяйства и ветеринарии города Павлодара” в разделе “Правила содержания собак и кошек в Павлодаре” значится - документ “не предоставлен”.
“С начала года, по официальным данным, в Павлодарской области выловлено и уничтожено 7294 собаки, из них в Павлодаре - 3489, - рассказывает представитель ответчицы в суде Юрий Павленко. - Кошек убито по области 212 - все в Павлодаре.
По суммам расклад такой: по городу на отлов и отстрел беспризорных животных выделено более 14 миллионов тенге, по области - свыше 23 миллионов тенге. На сегодняшний день освоено около 50 процентов.
На суде мы сказали: конечно, мы тоже не хотим, чтоб в таком количестве кошки были в квартире. Выход есть: лучше бы эти 23 миллиона, выделяемые на убийство животных, направить на создание приюта. И, в принципе, вопрос сам собой снимется: Ольга Мазур будет работать в приюте, в квартире у нее животных не будет - все довольны”.
Правда, как утверждает правозащитник, денег хватит на проектную документацию и постройку, но не на содержание. Общественники надеются на помощь благотворительных фондов и меценатов. Представители Общества защиты животных намерены обратиться за поддержкой в посольства Японии, Америки и европейских государств. Мол, в цивилизованных странах жестокость к животным проявлять не принято. Их отлавливают, передают во временное пристанище - приют. Там зверей лечат, стерилизуют, и потом подыскивают хозяев. Вот только сработает ли эта схема у нас?
Ответ на павлодарский “кошачий вопрос” даст суд. А пока жители дома, осаждаемого четвероногими, разделились на два лагеря. Одни искренне жалеют сердобольную защитницу брошенных кошек. Другие хотят просто жить по-человечески в своих квартирах.
Между тем, изучив все материалы дела, суд вынес свое решение по “кошачьему вопросу”. На этот раз в пользу четвероногих. Доказать, что в квартире Ольги Мазур проживают именно 50 животных и что такое соседство доставляет моральные страдания, оцененные истицей в 200 тысяч тенге, не удалось. Можно ли содержать дома полсотни кошек или нельзя - на сегодня по результатам судебного исследования в законодательстве четких инструкций не оказалось. Впрочем, хозяйку домашнего зверинца все же обязали “прописать” всех своих питомцев - сделать им паспорта.
Павлодар |