Ботагоз Омар
Концессионные проекты в сфере дорожного строительства обретают второе дыхание. Недавно Минтранском объявил конкурс по выбору партнера для реализации проекта по реконструкции и эксплуатации участка автодороги Астана - Караганда. Это очередной шаг, направленный на решение старых проблем новыми методами
С того времени как в Казахстане стал внедряться механизм концессии, было реализовано в общей сложности пять проектов общей стоимостью 74 миллиарда тенге (около 500 миллионов долларов). Пока список реализованных проектов невелик. К ним относятся новая железнодорожная линия Шар - Усть-Каменогорск, линия электропередачи Северный Казахстан - Актобе и ряд проектов в Мангыстауской области, в числе которых строительство аэропорта и автовокзала.
Изначально большая ставка властей делалась на проекты в сфере дорожного строительства. В отношении дороги Астана - Караганда это очередная попытка по выбору концессионера - предыдущие конкурсы были признаны несостоявшимися в связи с низкой активностью инвесторов и отсутствием необходимых критериев у частных компаний, проявивших интерес к тендерам. Что касается законодательной базы, то она уже не раз корректировалась в парламенте в пользу инвесторов.
Власти намерены параллельно запустить строительство сразу нескольких дорог - Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД), дороги Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай. Конкурсная документация для участия в проекте Астана - Караганда, который является частью автодороги “Граница Российской Федерации (на Екатеринбург) - Алматы, через города Костанай, Астана, Караганда”, будет выдаваться до пятого октября этого года.
От таких проектов выигрывают все. Государство, бюджет которого не позволяет ремонтировать сразу несколько крупных проектов, получает отсрочку платежа на срок от 25 до 30 лет. По статистике для ускоренного развития автодорог в Казахстане ежегодно в эту сферу необходимо вливание средств в размере 240 миллиардов тенге. Эта сумма казне не по карману, поэтому механизм ГЧП здесь как раз кстати. Государству такие проекты обходятся дороже, но оно получит единовременно массу введенных объектов, без которых невозможно дальнейшее развитие страны.
В свою очередь, предприниматели, которые будут ремонтировать дороги за свой счет, получат гарантированную компенсацию от государства на протяжении длительного времени (причем инвестиционные затраты возмещаются с учетом ставки рефинансирования) и прибыль от эксплуатации дорог, которыми водители смогут пользоваться только на платной основе.
Пока платный проезд с этого года будет введен по автодороге Астана - Бурабай. Стоимость проезда за каждый километр автодороги для водителей легковых автомобилей составит 1-2 тенге, для коммерческих машин, в том числе автобусов и грузовых автобусов, - от 5 до 15 тенге. При таком раскладе сумма сборов превысит один миллиард тенге. Из республиканской казны на обслуживание этого участка ежегодно уходит 1,3 миллиарда тенге. Добавим при этом, что плата будет взиматься не на всей протяженности дороги Астана - Щучинск - Боровое, а при проезде от столицы до самого Щучинска, то есть на участке 214 километров (из 224 имеющихся).
Автомобиль на наших разбитых дорогах расходует в полтора раза больше горючего, чем в развитых странах. В плохих дорожных условиях стоимость обслуживания автомобилей возрастает в 2,5-3 раза. Срок службы автомобиля уменьшается на 30 процентов.
Астана |