|
Ботагоз Омар
Строительство мегапроекта “Западная Европа - Западный Китай”, на который возлагаются большие надежды некоторых европейских и азиатских стран, сопровождается рядом сложностей. Кроме известных проблем, связанных с выкупом земельных участков, выделяются даже вопросы этического характера
Трансконтинентальный автокоридор “Западная Европа - Западный Китай” по праву претендует на главный проект столетия в автодорожной сфере. В его основе лежат межправительственные меморандумы Казахстана с Россией, Китаем и Европейским союзом. С учетом займов Азиатского, Европейского и Исламского банков развития общая сумма заемных средств по проекту составляет около 3,5 миллиарда долларов США.
Кроме того, для реализации проекта из республиканского бюджета будет выделено 136,1 миллиарда тенге, на концессионной основе планируется привлечь в общей сложности 266,6 миллиарда тенге.
Главный плюс данного автокоридора заключается в сокращении времени доставки грузов. Если сегодня на расстояние от порта Ляньюньгань (Китай) до границ с европейскими государствами товар морским путем доставляется за 45 суток, по “Транссибу” - за 14 суток, то по коридору ЗЕ - ЗК будет уходить не более десяти суток.
Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта составит, по прогнозам, не менее 34 миллиардов тенге (от сокращения сроков доставки грузов), от сокращения количества ДТП - 49,9 миллиона, в связи с ростом валового регионального продукта - 82,9 миллиарда тенге.
В то время как на одной стороне медали находятся выгоды от проекта, на другой - значится цена, которую нужно заплатить за его реализацию. Первая проблема, с которой сталкиваются строители, касается выкупа земельных участков. Владельцы неохотно расстаются с наделами, стоимость которых заметно возросла с намерением возвести международный автокоридор. Несмотря на корректировки действующего земельного законодательства, ситуация решается медленными темпами.
Еще в ноябре прошлого года заместитель председателя Агентства РК по управлению земельными ресурсами Каналбек Райымбеков заявлял, что до конца года в ЮКО будут выкуплены все земельные участки. По состоянию на первое ноября в области требовалось к изъятию около 900 земельных участков общей площадью 530 гектаров, причем на начало ноября было выкуплено 209 земельных участков площадью 127 гектаров.
К июлю 2011 года ситуация мало изменилась. Как было озвучено в ходе совещания с участием министра транспорта и коммуникаций, всего по области остаются невыкупленными 886 участков, подпадающих под полосу отвода автодорог и оформление грунтовых карьеров. Из них на тех дорогах, где ведутся работы, не выкуплено 130 из 847 земельных участков.
Аналогично стоит вопрос и в Жамбылской области. Более 20 крестьян данного региона заявили, что они не согласны отдать свои земли. Всего хозяевам уже изъятых земельных участков было выплачено более 643 миллионов тенге, но не все согласились на такую сделку. Эти дела сегодня рассматриваются в судебном порядке. Акимы районов надеются, что смогут все-таки уговорить владельцев земельных наделов, обещая им выделить равнозначные земли.
Параллельно с этим протестуют работники некоторых частных организаций, привлеченных к строительству. Сотрудники ТОО “Куан КБ” в июле объявляли забастовку в связи с долгами по зарплате и отсутствием условий для проживания. Для дорожных строителей вода привозится в ржавой цистерне, месяц нет электричества, рабочие живут в душных вагончиках. Свое решение по этому вопросу выносили санэпидемиологи, которые передали материалы в суд.
Как выяснилось недавно, деятельность подрядчиков сопровождается и рядом других нарушений. Так, например, природоохранное ведомство оштрафовало семь предприятий, участвующих в строительстве данного транспортного коридора. Они незаконно пользовались 49 карьерами полезных ископаемых на протяжении 497 километров трассы.
Строители сталкиваются и с этическими вопросами. Речь идет о переносе памятников жертвам аварий, традиционно устанавливаемых населением вдоль дорог. По словам специалиста управления ТОО “Управление автомобильных дорог” Ельнура Балатаева, по Кызылординской области протяженность трассы, подлежащей реконструкции, составляет около 812 километров.
Так как большая часть трассы идет по рельефу существующих дорог, строители постоянно сталкиваются с этической проблемой ликвидации или переноса памятников жертвам аварий. “Под этими памятными знаками в земле нет захоронений, но трудно решиться просто убрать их с места строительства. В большинстве случаев, если на памятниках есть даты и имена, приходится искать родственников погибших граждан. Они или переносят эти мемориальные сооружения, или дают разрешение на утилизацию”, - сообщил специалист управления.
Справка “НП”
Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган составляет 8445 километров. Из них 3425 километров - по территории Китая, 2787 - Казахстана и 2233 километра будут пролегать по территории России.
Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа.
Астана |