Дмитрий Акмаев
Как оказалось, мы уже живем в мире будущего, где за считанные минуты можно получить информацию о чем или о ком угодно. Только вот в законности получения такой информации зачастую можно сомневаться
Не успела пройти первая волна скандала с поисковиком Яndex, как пресс-секретарю поисковика Очиру Манджикову опять прибавилось работы. Сразу после истории с проиндексированными и опубликованными смс-сообщениями компании “Мегафон” один из тройки ведущих поисковиков вновь втянулся в историю с незаконным распространением информации. На этот раз даже повод куда более серьезный. Открытой для просмотра стала информация о пользователях с электронными интернет-кошельками. Сделав специальный запрос вида “inurl:0 inurl:b inurl:1 inurl:c статус заказа”, можно было выяснить сумму, номер кошелька, вид купленного товара, IP-адрес заказчика и адрес доставки. А это уже, заметьте, не простая конфиденциальная информация. Это, что гораздо важнее, информация, напрямую связанная с деньгами. Именно поэтому на российский поисковик не замедлила посыпаться волна критики и угроз.
Однако работники поисковой системы утверждают, что они здесь абсолютно ни при чем. “Поисковые системы делают свою работу. Они индексируют то, что открыто для индексации. Если бы это не было доступно, а именно если бы администраторы не допустили такой утечки, поисковые системы никогда не смогли бы это проиндексировать. Вся ответственность лежит на владельцах этих интернет-магазинов”, - заявил пресс-секретарь Яndex Очир Манджиков. И действительно, никаких специальных действий по взлому и краже информации программисты поисковика не проводили. Система работала в стандартном режиме. Как говорят специалисты, ошибка возникла из-за некорректного составления и содержания файла robots.txt, который должен ограничивать действия поискового робота и возможность индексации информации.
И если в первом случае с открытыми смс возникал резонный вопрос: почему аналогичная информация не попала к другим поисковикам? - то сейчас данные о заказах в интернет-магазинах можно найти через Google,
Поиск@mail.ru
и Bing. Сейчас компании в авральном режиме пытаются устранить бреши в информационной обороне пользователей, которые оказались в позиции между двух огней. С одной стороны, Интернет и другие информационные технологии стали настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что обойтись без них сейчас практически невозможно. С другой стороны, временный отказ от активной информационной жизни представляется пока единственной возможностью защитить себя и свои данные от гласности.
Тем более что открытыми стали компрометирующие байты о покупках в магазинах косметики, игрушек, парфюмерии, автозапчастей и даже интимных товаров. А любители поживиться чужой информацией на волне всеобщего ажиотажа продолжают пытаться отыскать еще больше незащищенных мест на просторах Интернета. |