|
Алла Иванилова, Юлиана Жихорь
После взрывов в Актобе и Астане интерес к религиозной тематике резко возрос. В обществе начали все громче звучать призывы к ужесточению законодательства в отношении нетрадиционных религиозных объединений, силовые структуры активизировали проверки среди различно верующих. В Астане в ходе акции “Барьер” по выявлению лиц, причастных к религиозно-экстремистской деятельности, были задержаны 243 человека
На прошлой неделе Министерство внутренних дел отчиталось об обстановке в религиозной сфере. Как сообщил официальный представитель МВД Нурдильда Ораз, за шесть месяцев этого года по признакам преступлений экстремистского характера возбуждено 14 уголовных дел. Также с начала года в сфере религиозных отношений выявлено 116 административных правонарушений и пресечена деятельность 21 незарегистрированного религиозного объединения. К административной ответственности привлечены 85 граждан.
Обстановку накалила информация о том, что США включили Казахстан в особый список иммиграционной службы как страну, представляющую террористическую угрозу. (В данный список входят страны, “продемонстрировавшие тенденцию развития, создания или защиты террористических организаций или их представителей”. Граждане этих государств подлежат особо тщательной проверке на принадлежность к террористическим организациям.) Помимо Казахстана в данном перечне значатся Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
МИД РК выразил по этому поводу “недоумение” - дипломаты весьма скептично поинтересовались критериями отбора “участников списка”. И выразили надежду, что Соединенные Штаты примут незамедлительные меры по исправлению данной ситуации. По ту сторону океана отреагировали незамедлительно. Посольство США в Казахстане в пятницу распространило заявление, в котором говорится, что “правительство США не рассматривает Казахстан как страну, каким-либо образом поддерживающую терроризм”. “Напротив, Казахстан для нас стратегический партнер в нашей общей борьбе с терроризмом. Мы ценим и признаем поддержку Казахстаном антитеррористической деятельности международных организаций, таких как ОБСЕ, Действующим председателем которой Казахстан был в 2010 году”, - значится в сообщении. Кроме того, американские дипломаты отмечают, что наша страна в рамках двусторонних отношений поддерживает широкомасштабное сотрудничество с США и оказывает очень важную помощь в борьбе с терроризмом как в регионе, так и по всему миру. “Эти усилия очень важны для обеих наших стран, и мы с воодушевлением ждем их продолжения и укрепления”, - резюмируется в заявлении.
Однако из списка Казахстан так и не вычеркнули.
|
Валерия Порохова: “Все пришлые должны быть под очень мощным надзором. Нам нужно смотреть, что они проповедуют и самое важное, что они хотят в конечном результате” |
Возможно именно поэтому первым крупным совещанием, проведенным президентом страны после отпуска, стало совещание в Совете безопасности на тему стабильности в религиозной сфере. Заседавшие подчеркнули, что свобода вероисповедания не означает полную бесконтрольность сферы. “Необходимо жестко пресекать распространение в стране элементов религиозно-экстремистской идеологии и тем более открытых акций, направленных на подрыв конституционного строя, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан”, - говорится в сообщении Акорды. Нурсултан Назарбаев поручил правоохранительным и другим государственным органам выявлять и незамедлительно реагировать на религиозно-экстремистские проявления. Например, акимам усилить “воспитательную и профилактическую работу”. Не справившихся с задачей соблюдения спокойствия отныне будут увольнять. Как, например, произошло с акимом Актюбинской области Елеусином Сагиндиковым. Официальная версия отставки - переход на другую работу. Однако в кулуарах активно поговаривают о том, что президент остался очень недоволен “разросшимся” числом сторонников салафизма в области. А потому главной задачей нового главы региона Архимеда Мухамбетова станет наведение религиозного и правоохранительного порядка. Основная же роль в пропаганде религиозного ненасилия отведена созданному в этом году Агентству по делам религий. (Кстати, его председатель Кайрат Лама Шариф вскоре после своего назначения наделал шуму, заявив, что в стране должна быть одна нация и одна религия и разработана Концепция развития умеренного ислама.)
Несмотря на озабоченность властей, независимые эксперты полагают, что в Казахстане нет внутренней почвы для религиозного экстремизма. Об этом, в частности, заявила академик Российской академии естественных наук информатизации при ООН автор перевода смыслов Корана на русский язык Валерия Порохова.
Выступая в Астане на международной конференции “Терроризм: проблемы противодействия”, которая прошла в минувшую пятницу, известный исламовед отметила: “Я не вижу особой угрозы экстремизма в Казахстане. На мой взгляд, казахстанцы разумный и умеренный народ, тем более что это народ очень образованный”.
Что же касается идеи Концепции развития умеренного ислама, заметила, что в Казахстане ислам и так выражен очень умеренно: “Он умеренный именно по кораническому описанию. Потому что в Коране написано, что “мы создали вас умеренным народом”. В казахах я не вижу никакой неумеренности”.
Однако она предостерегла, что нашей стране могут грозить “пришедшие извне силы”: “Это просветители. Но не тех кровей, которых бы хотелось. Мы должны быть очень осторожны... Все пришлые должны быть под очень мощным надзором. Нам нужно смотреть, что они проповедуют и самое важное, что они хотят в конечном результате”.
Чтобы защититься от таких “проповедников”, она призвала заниматься религиозным “ликбезом”: открывать исламские университеты, где будут преподавать грамотный коранический ислам без привнесения в него чужих традиций. “Необходимо поставить все на очень хороший уровень, так, чтобы никто из тех, кто приходит из ортодоксальных мусульманских стран, не мешал, и чтобы они не имели своей аудитории”, - считает Валерия Порохова и порекомендовала приглашать не только местных духовных наставников, но и специалистов из Франции, России, Испании и США.
Астана |