Константин Маскаев
О том, что СССР был первым в исследовании космоса, факт известный. Но гораздо менее известно, что Советский Союз в свое время добился первенства и в другой области изучения космоса - астрономии. В течение многих лет самым большим в мире телескопом оставался БТА - Большой Телескоп Азимутальный. Его называли “оком планеты”
Время было иным. Поэтому сконструирован и построен телескоп был исключительно с использованием отечественных технологий. СССР показал миру, кто лидирует в области создания оптических систем.
Особо также следует отметить, что многие задачи того времени были масштабными и действительно уникальными, имели государственное, историческое и международное значение. Какова же история этого научного объекта?
Поручение правительства СССР о создании телескопа-рефлектора с невиданным до того 6-метровым зеркалом появилось в марте 1960 года. Работы доверили флагманам профильных технологий: Ленинградскому оптико-механическому объединению (ЛОМО), Лыткаринскому заводу оптического стекла, Государственному оптическому институту имени Вавилова, Горьковскому машиностроительному заводу и нескольким другим предприятиям. Главным конструктором телескопа стал доктор технических наук Багарат Константинович Иоаннисиани. Проект башни телескопа разработали в Ленинградском отделении ГИПРОНИИ Академии наук СССР. Площадкой для телескопа после тщательных поисков, изучений и расчетов стала высота 2100 метров в горах Карачаево-Черкессии (Северный Кавказ).
Сборка и заводские испытания конструкции телескопа были успешно завершены 7 мая 1968 года. Для компенсации отсутствия главного зеркала был установлен железобетонный имитатор.
Самым важным этапом создания телескопа была отливка главного зеркала, той главной детали, которая и определяет качества всего устройства. Отливку и обработку поручили Лыткаринскому заводу оптического стекла в Подмосковье. Сложнейшая задача: отлить заготовку массой 70 тонн, отжечь ее и произвести сложную обработку всех поверхностей с изготовлением 60 посадочных глухих отверстий на тыльной стороне.
В течение трех лет был спроектирован и построен специальный корпус для изготовления заготовки БТА. Основное оборудование цеха представляло собой уникальное сооружение, в ряде случаев не имевшее каких-либо аналогов. Всего было изготовлено три заготовки. Первую предполагалось охлаждать девять месяцев, однако такая “высокая” скорость изменения температуры привела к расколу болванки. Вторая охлаждалась медленнее - 0,03 градуса в час. Для полного охлаждения потребовалось два года и 19 дней. Позже было сделано заключение, что исполнительный режим отжига был выбран верно.
Следующим шагом стала обработка заготовки для получения заданной формы. Задача была нелегкой, учитывая, что к тому моменту накопленный опыт обработки крупногабаритных оптических заготовок был невелик.
И опять: исследования, расчеты по выработке оптимальных режимов обработки, разработка и реализация технологии изготовления заготовки главного зеркала. Для обработки зеркала Коломенским заводом тяжелого станкостроения в 1963 году был создан специальный карусельный станок. Для получения заготовки заданной геометрической формы был спроектирован и изготовлен комплекс алмазного инструмента. Обработка заготовки велась в течение почти полутора лет. Для удаления припуска массой 28 т было израсходовано 15 000 карат алмаза. Процесс шлифования проводили специалисты ЛОМО в специальном термостатированном корпусе на уникальном шлифовальном станке. Полировку завершили в июле 1971 года и следующие два месяца проводили проверку качества поверхности с использованием разных методик.
А вот перевезти зеркало было другой сложнейшей задачей. Зеркало законсервировали специальной защитной пленкой и установили на амортизационные опоры в специальный транспортный контейнер с высокой степенью теплоизоляции. Внутри контейнера были установлены датчики ускорений и температуры. Имея в виду исключительную ценность зеркала и учитывая, что в случае его повреждения дублер сможет быть изготовлен не раньше, чем через 3-4 года из имеющейся второй заготовки, были приняты чрезвычайные меры предосторожности при транспортировке. В частности, был проведен пробный рейс с имитатором с 12 мая по 5 июня 1974 года.
Путь ценного груза начался в Лыткарино. В Московском южном речном порту со специального причала трейлеры были установлены на баржу, закреплены и с помощью мощного буксира двинулись в путь в сопровождении специальной бригады на отдельном судне через канал Москва - Волга, по Волге и каналу Волга - Дон до Ростова-на-Дону.
В Ростове-на-Дону трейлеры через специально построенный причал выехали на берег и продолжили движение в сопровождении автомашин и мотоциклистов ГАИ по дорогам Северного Кавказа до обсерватории. 21 августа груз был благополучно доставлен. Комиссия проверила сохранность, контейнер вновь закрыли и установили в специальный склад. В течение времени хранения температура зеркала внутри контейнера тщательно контролировалась.
Строительство самой астрофизической обсерватории началось в 1967 году по проекту главного архитектора и автора проекта Д.Х.Еникеева на горном плато у горы Пастухова. Башня телескопа имела высоту 53 метра при диаметре 45 метров. Основные строительные работы были завершены в 1971 году, после чего начался монтаж конструкции телескопа.
Этот телескоп способен различать астрономические объекты 27-й величины. Представьте, что Земля плоская, и тогда, если в Японии кто-нибудь прикуривал бы сигарету, при помощи телескопа это можно было бы ясно увидеть. Разрешающая способность телескопа в 2000 раз больше разрешающей способности человеческого глаза.
30 декабря 1975 года Государственная межведомственная комиссия приняла телескоп в эксплуатацию с оценкой “отлично”. Таким образом, для изготовления гигантского телескопа потребовалось 15 лет. Это сравнительно немного. США создавали свой прибор с 5-метровым зеркалом 22 года.
Превзойти БТА американцам удалось лишь через 18 лет, построив свой телескоп Кек-I в 1993 году.
До сих пор БТА считается одним из лучших в мире, по сей день отечественные и зарубежные ученые записываются в очередь, чтобы провести наблюдения с его помощью.
Некоторые характеристики телескопа БТА
Световой диаметр главного зеркала - 6000 мм.
Фокусное расстояние системы первичного фокуса без корректора - 24 000 мм.
Фокусное расстояние системы неподвижного фокуса с линзовой удлиняющей системой - 349 400 мм.
Точность вращения вертикальной оси телескопа - около 2 угловых секунд.
Точность автоматической установки по заданным координатам - ± 10 угловых секунд.
Масса главного зеркала - 42 тонны.
Масса подвижной части телескопа - около 650 тонн.
Общая масса телескопа - около 850 тонн.
Высота телескопа при вертикальном положении трубы - 42 м. |