ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Взгляд из прошлого События

Константин Маскаев
О том, что СССР был первым в исследовании космоса, факт известный. Но гораздо менее известно, что Советский Союз в свое время добился первенства и в другой области изучения космоса - астрономии. В течение многих лет самым большим в мире телескопом оставался БТА - Большой Телескоп Азимутальный. Его называли “оком планеты”

Время было иным. Поэтому сконструирован и построен телескоп был исключительно с использованием отечественных технологий. СССР показал миру, кто лидирует в области создания оптических систем.
Особо также следует отметить, что многие задачи того времени были масштабными и действительно уникальными, имели государственное, историческое и международное значение. Какова же история этого научного объекта?
Поручение правительства СССР о создании телескопа-рефлектора с невиданным до того 6-метровым зеркалом появилось в марте 1960 года. Работы доверили флагманам профильных технологий: Ленинградскому оптико-механическому объединению (ЛОМО), Лыткаринскому заводу оптического стекла, Государственному оптическому институту имени Вавилова, Горьковскому машиностроительному заводу и нескольким другим предприятиям. Главным конструктором телескопа стал доктор технических наук Багарат Константинович Иоаннисиани. Проект башни телескопа разработали в Ленинградском отделении ГИПРОНИИ Академии наук СССР. Площадкой для телескопа после тщательных поисков, изучений и расчетов стала высота 2100 метров в горах Карачаево-Черкессии (Северный Кавказ).
Сборка и заводские испытания конструкции телескопа были успешно завершены 7 мая 1968 года. Для компенсации отсутствия главного зеркала был установлен железобетонный имитатор.
Самым важным этапом создания телескопа была отливка главного зеркала, той главной детали, которая и определяет качества всего устройства. Отливку и обработку поручили Лыткаринскому заводу оптического стекла в Подмосковье. Сложнейшая задача: отлить заготовку массой 70 тонн, отжечь ее и произвести сложную обработку всех поверхностей с изготовлением 60 посадочных глухих отверстий на тыльной стороне.
В течение трех лет был спроектирован и построен специальный корпус для изготовления заготовки БТА. Основное оборудование цеха представляло собой уникальное сооружение, в ряде случаев не имевшее каких-либо аналогов. Всего было изготовлено три заготовки. Первую предполагалось охлаждать девять месяцев, однако такая “высокая” скорость изменения температуры привела к расколу болванки. Вторая охлаждалась медленнее - 0,03 градуса в час. Для полного охлаждения потребовалось два года и 19 дней. Позже было сделано заключение, что исполнительный режим отжига был выбран верно.
Следующим шагом стала обработка заготовки для получения заданной формы. Задача была нелегкой, учитывая, что к тому моменту накопленный опыт обработки крупногабаритных оптических заготовок был невелик.
И опять: исследования, расчеты по выработке оптимальных режимов обработки, разработка и реализация технологии изготовления заготовки главного зеркала. Для обработки зеркала Коломенским заводом тяжелого станкостроения в 1963 году был создан специальный карусельный станок. Для получения заготовки заданной геометрической формы был спроектирован и изготовлен комплекс алмазного инструмента. Обработка заготовки велась в течение почти полутора лет. Для удаления припуска массой 28 т было израсходовано 15 000 карат алмаза. Процесс шлифования проводили специалисты ЛОМО в специальном термостатированном корпусе на уникальном шлифовальном станке. Полировку завершили в июле 1971 года и следующие два месяца проводили проверку качества поверхности с использованием разных методик.
А вот перевезти зеркало было другой сложнейшей задачей. Зеркало законсервировали специальной защитной пленкой и установили на амортизационные опоры в специальный транспортный контейнер с высокой степенью теплоизоляции. Внутри контейнера были установлены датчики ускорений и температуры. Имея в виду исключительную ценность зеркала и учитывая, что в случае его повреждения дублер сможет быть изготовлен не раньше, чем через 3-4 года из имеющейся второй заготовки, были приняты чрезвычайные меры предосторожности при транспортировке. В частности, был проведен пробный рейс с имитатором с 12 мая по 5 июня 1974 года.
Путь ценного груза начался в Лыткарино. В Московском южном речном порту со специального причала трейлеры были установлены на баржу, закреплены и с помощью мощного буксира двинулись в путь в сопровождении специальной бригады на отдельном судне через канал Москва - Волга, по Волге и каналу Волга - Дон до Ростова-на-Дону.
В Ростове-на-Дону трейлеры через специально построенный причал выехали на берег и продолжили движение в сопровождении автомашин и мотоциклистов ГАИ по дорогам Северного Кавказа до обсерватории. 21 августа груз был благополучно доставлен. Комиссия проверила сохранность, контейнер вновь закрыли и установили в специальный склад. В течение времени хранения температура зеркала внутри контейнера тщательно контролировалась.
Строительство самой астрофизической обсерватории началось в 1967 году по проекту главного архитектора и автора проекта Д.Х.Еникеева на горном плато у горы Пастухова. Башня телескопа имела высоту 53 метра при диаметре 45 метров. Основные строительные работы были завершены в 1971 году, после чего начался монтаж конструкции телескопа.
Этот телескоп способен различать астрономические объекты 27-й величины. Представьте, что Земля плоская, и тогда, если в Японии кто-нибудь прикуривал бы сигарету, при помощи телескопа это можно было бы ясно увидеть. Разрешающая способность телескопа в 2000 раз больше разрешающей способности человеческого глаза.
30 декабря 1975 года Государственная межведомственная комиссия приняла телескоп в эксплуатацию с оценкой “отлично”. Таким образом, для изготовления гигантского телескопа потребовалось 15 лет. Это сравнительно немного. США создавали свой прибор с 5-метровым зеркалом 22 года.
Превзойти БТА американцам удалось лишь через 18 лет, построив свой телескоп Кек-I в 1993 году.
До сих пор БТА считается одним из лучших в мире, по сей день отечественные и зарубежные ученые записываются в очередь, чтобы провести наблюдения с его помощью.

Некоторые характеристики телескопа БТА

Световой диаметр главного зеркала - 6000 мм.
Фокусное расстояние системы первичного фокуса без корректора - 24 000 мм.
Фокусное расстояние системы неподвижного фокуса с линзовой удлиняющей системой - 349 400 мм.
Точность вращения вертикальной оси телескопа - около 2 угловых секунд.
Точность автоматической установки по заданным координатам - ± 10 угловых секунд.
Масса главного зеркала - 42 тонны.
Масса подвижной части телескопа - около 650 тонн.
Общая масса телескопа - около 850 тонн.
Высота телескопа при вертикальном положении трубы - 42 м.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
http://verydemotivational.ru/uploads/posts/2010-10/1287784697_ogv0dghfnnig.jpg
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение