Алла Иванилова
Люди, которые устали ходить по коридорам власти, чтобы добиться справедливости, обращаются к омбудсмену. Он становится для них истиной в последней инстанции. Примечательно, что с каждым годом все больше казахстанцев прибегает к “услугам” Уполномоченного по правам человека
Основными направлениями деятельности омбудсмена, которым на сегодняшний день в Казахстане является дипломат Аскар Шакиров, является рассмотрение обращений о нарушениях прав человека с последующим принятием мер по их восстановлению. Деятельность данного института не широко обсуждается в СМИ, хотя в судьбе многих людей он играет не последнюю роль.
Традиционно проходит презентация отчета Уполномоченного по правам человека. Согласно этому документу в прошлом году в адрес омбудсмена поступило 1378 обращений, что на 30 больше чем в предыдущем году. Возросло количество устных обращений. И хотя в регионах нет представителей учреждения Уполномоченного, люди со всех уголков едут в Астану.
Самые активные заявители - жители Алматы и Астаны, Карагандинской и Алматинской областей. По сравнению с предыдущим годом в два раза увеличилось количество обращений из Кызылординской и Мангыстауской областей.
Характер поступивших в минувшем году жалоб изменился незначительно. По-прежнему обращения, связанные с несогласием решениями судов, занимают лидирующее место. Увеличилось количество жалоб по вопросам оказания государственных услуг. Нередко заявители указывали на их несвоевременность, недоступность, проявления безразличия и некорректного отношения со стороны госслужащих.
Отдельную категорию составляют обращения по поводу нарушения прав на получение информации. Трудности, связанные с получением справок, документов, разъяснений и другой информации, становится сегодня существенным препятствием в обеспечении прав человека. Как выяснилось, такие нарушения вызваны халатным исполнением отдельными должностными лицами своих функциональных обязанностей.
Несмотря на проводимую уполномоченными государственными органами работу по контролю за соблюдением законодательства о труде, наблюдается тенденция увеличения нарушения трудовых прав. Наиболее характерными проблемами являются несогласие с решением работодателей об увольнении работников, несвоевременная выплата заработной платы, неперечисление обязательных пенсионных отчислений в накопительные пенсионные фонды, нарушения условий труда, а также отсутствие условий для трудоустройства инвалидов.
По-прежнему граждане жалуются на нарушения жилищных прав. Обращения связаны в основном с долевым строительством, получением жилья из государственного жилищного фонда и реализацией Государственной программы жилищного строительства.
Все больше казахстанцев не устраивает социальное обеспечение. Многие не согласны с начисленным размером пенсионных и социальных выплат. Часть жалоб связана с невыплатой сумм возмещения вреда, причиненного здоровью. Недовольство выражается и по поводу некачественного оказания медицинских услуг, неудовлетворительной диагностики, что приводило к инвалидности, а в отдельных случаях к смерти пациентов.
В прошлом году в два раза увеличилось количество обращений, связанных с защитой прав детей. Они касались социального и жилищного обеспечения, а также взыскания алиментов.
В свою очередь, заявления о нарушениях прав потребителей в основном касались оказания коммунальных услуг, а также бездействия КСК в отношении обслуживаемых ими объектов. При этом большинство жалоб подтвердилось.
В адрес Уполномоченного по правам человека продолжают поступать заявления о нарушении права на свободу вероисповедания, в которых указывается на препятствия распространению религиозной литературы и отправлению религиозных обрядов.
Как и в предыдущие годы, единичный характер носили обращения о нарушении прав по национальному признаку. Однако в ходе их детального изучения они не подтвердились.
Следует отметить, что сократилось количество жалоб на применение пыток и других унижающих достоинство видов обращений, а также на действия сотрудников пенитенциарных учреждений. Возможно, это связано с принятием ряда нормативных правовых актов в области предупреждения пыток и их эффективной реализации. Однако нельзя сказать, что подобные деяния прекратились. В адрес Уполномоченного продолжают поступать сообщения о различных формах применения пыток сотрудниками правоохранительных органов к подозреваемым, обвиняемым и осужденным. При этом со стороны казахстанцев стало меньше претензий на их действия и наоборот бездействие.
В прошлом году на почту омбудсмена не поступало жалоб относительно нарушения политических прав, в том числе права участия в управлении делами государства, доступа к государственной службе, на свободу объединений и собраний.
Уполномоченному по правам человека удалось восстановить права около 21 процента граждан от числа обратившихся. В госорганы были разосланы рекомендации. Однако, как показывает практика, они далеко не всегда соблюдаются чиновниками.
Астана |