|
Светлана Миронюк, главный редактор “РИА Новости”, рассказала “НП” о развитии журналистики и работе регионального центрально-азиатского представительства “РИА Новости” в Астане
- Как российское агентство международной информации “РИА Новости” отметило 70-летие?
- Свой день рожденья, 24 июня, мы отпраздновали Международным форумом “Медиа будущего”. Если коротко, то “РИА Новости” за последние годы стало ощущать себя не только репродуктором новостей и разнообразной информации, но и полигоном новых медиатехнологий и ареной самых широких дискуссий по всем темам, волнующим общество. В этом году агентству исполнилось 70 лет, но мы не чувствуем себя 70-летними, ведь средний возраст наших сотрудников составляет примерно 28-30 лет. Поэтому у нас и возникла идея не считать праздник “РИА Новости” семидесятилетием, а назвать наш юбилей 7.0. Это отражает и солидность даты, и суть нового этапа нашего развития: это 7 платформ, на которых мы работаем; 7 новых продуктов, которые мы запустили; 7 форматов, которые мы развиваем. А раз такое сочетание - 7.0 - обращено скорее к будущему, чем к прошлому, мы решили пригласить наших коллег и друзей отметить юбилей откровенным разговором о нашем будущем, о будущем медиа, о бурном развитии буквально фантастических технологий, которые для нас уже давно не абстракция, а совершенная конкретика, четко встроенная в наше сегодняшнее понимание реальности.
- Как государственному информагентству удается быть настолько подвижным, продвинутым и объективным?
- Наша деятельность сейчас настолько диверсифицирована, что мы фактически стали мультимедийным холдингом, в котором есть все возможные форматы существования информации. Сегодня “РИА Новости” работает не только как традиционное информагентство - собирает информацию во всем мире и приносит ее сюда, в Россию, но и наоборот - несет наши российские новости или наше видение глобальных событий за пределы наших границ, в том числе в страны СНГ. Причем наша информация рассчитана как на другие СМИ, так и на конечного потребителя - простого читателя. Этим мы существенно отличаемся от традиционного типового информационного агентства и отсюда наша разноплановость и мультимедийность.
И хотя мы государственное агентство, мы - профессионалы. И, следовательно, в условиях современного мира с его транспарентностью, благодаря новейшим технологиям и в первую очередь Интернету мы просто обязаны быть на высоте положения. Вообще есть ощущение, что никакую сторону жизни ни человека, ни общества, ни гражданина, ни государства сегодня скрыть невозможно. Даже задуматься о какой-то лакировке действительности не просто нельзя, а вредно. Любая ложь, любая попытка исказить факты или манипулировать ими в конечном итоге накрывают самого манипулятора. Скрыл в официальном СМИ - получил в блогосфере. Каким-то образом справился с потоком этой информации в блогосфере - получи в социальных сетях. Поэтому какие мы - такая информация, такой и имидж за рубежом. И сделанные сайтом WikiLeaks разоблачения - подтверждение тому. Поэтому в этой ситуации можно делать только одно: рассказывать максимально детально и понятно для аудиторий, с которыми мы работаем, о том, что в стране происходит. Нужно делать то, что мы делаем, а мы делаем Новости (с большой буквы. - Прим. собеседницы). И эти новости мы делаем на 14 языках, в том числе на языках ряда стран СНГ.
- В Казахстане работает Агентство международной информации “Новости-Казахстан”. Расскажите о задачах этого агентства в нашей стране и о его дальнейших планах.
- На территории постсоветского пространства “РИА Новости” взаимодействует с национальными агентствами. Например, в столице Казахстана Астане с февраля прошлого года работает региональное центрально-азиатское представительство “РИА Новости”, которое сотрудничает с агентством международной информации “Новости-Казахстан”. В первую очередь наши партнеры готовят контент на национальном языке, но в то же время предоставляют информацию на русском языке о местных событиях для читателей “РИА Новости”. Мы, в свою очередь, информируем читателей в Казахстане о России и о мировых событиях. При этом наше сотрудничество заключается не только в бесплатном обмене информацией; “РИА Новости” помогает казахстанским коллегам и технологиями, и подготовкой кадров.
Кроме того, на базе нашего представительства в Астане действует современный международный пресс-центр “Новости”. Эта площадка оснащена самым современным оборудованием и позволяет проводить видеомосты с включениями из разных точек мира.
За год с небольшим удалось укрепить свои позиции на местном информационном рынке, увеличить аудиторию и интерес к публикуемому контенту.
- Расскажите о новых продуктах агентства. К примеру, о “виртуальной планерке” проекта “Ты - репортер”. И, кстати, как Вы относитесь к “гражданской журналистике”?
- Мы каждый день экспериментируем с новыми форматами, создали медиалабораторию, занимаемся “продвинутой реальностью”, в частности, работаем с 3D-фото и -видео. Наступило время, когда диверсификация технологий такова, что она определяет особенности контента. Если раньше была бумага и ты писал на ней, как в начале своей журналистской карьеры, так и когда завершал свой творческий путь, то сейчас время настолько круто изменилось, что тот формат, на котором ты работал всего 4 года назад, сейчас уже кажется просто атавизмом. Безумно интересное время! Поэтому мы сейчас экспериментируем сразу на 5-6 новых платформах: накладываем, совмещаем, пробуем пересекать, экспериментируем с аудиторией, запускаем маленькие аудиторные проекты...
Самый яркий тренд, на мой взгляд, который сейчас можно наблюдать - это начало и расцвет “гражданской журналистики”. Приведу для примера несколько цифр. У нас в агентстве “РИА Новости” сейчас работают около 1500 сотрудников, из них новостных журналистов около 500. При этом у нас 1800 “гражданских журналистов”, которые задействованы в проекте “Ты - репортер”, так называемых “ты-репортеров”. Это сеть такая из людей в разных регионах России, СНГ и даже дальнего зарубежья. Все они не случайные люди, а зарегистрированные на нашем сайте и регулярно присылающие нам свою информацию кто как может: со своего рабочего места, с мобильного телефона или еще откуда-то, потому что все они в своей “другой жизни” где-то работают, они не журналисты.
Московская редакция не просто поддерживает с ними контакт, а работает с ты-репортерской сетью в круглосуточном режиме. Более того, на сайте “Ты-репортер” у них есть “виртуальная планерка”, на которой они поднимают общие для всех темы и планируют совместную работу, присылая при этом материалы из разных уголков света. Участники проекта таким образом могут увидеть, как на одну и ту же проблему смотрит, например, школьная учительница из какой-нибудь деревни или, скажем, студент, который учится за границей.
Эта “виртуальная планерка” создана для координации и ускорения взаимодействия редакции и “ты-репортеров” и структурирования работы сайта и проекта “Ты-репортер”.
- Расскажите, пожалуйста, о традиции проводить летнюю школу РИА в странах СНГ? В этом году она пройдет в Казахстане.
- В “РИА Новости” есть хорошая традиция: постоянно учиться и повышать свой профессиональный уровень. У нас регулярно проводятся обучающие семинары, тренинги, выездные школы, а также работают несколько программ повышения квалификации журналистов, студентов факультетов журналистики, в том числе и в СНГ. В Москве есть учебный класс со всеми стационарными возможностями, техническими и кадровыми, чтобы проводить любые тренинги и учебные семинары по курсу мультимедийной журналистики на краткосрочной, среднесрочной и даже долгосрочной основе. Кроме того, у нас есть школа мультимедийной журналистики на базе Государственного университета - Высшей школы экономики, где на долгосрочной основе ведется обучение слушателей, в том числе и из стран СНГ, навыкам современной новостной журналистики. Также в “РИА Новости” успешно работает программа выездных обучающих семинаров, когда ведущие сотрудники “РИА Новости” дают практические мастер-классы. В октябре в Астане пройдет слет, летняя школа “РИА Новости”, в рамках которой мы планируем обучить более 100 журналистов и студентов профильных вузов.
- Уже сейчас говорят о том, что осенью “РИА Новости” проведет в Астане Международный форум по журналистике. Это действительно так?
- Мы третий раз подряд выступаем организаторами Форума европейских и азиатских медиа - ФЕАМ. Расширяя географию этих форумов, подчеркивая глобальный характер мероприятия и акцентируя внимание на международных темах, мы ежегодно выбираем для проведения ФЕАМ новое место. Первый форум проходил в Москве, второй - в Киеве, в этом году он состоится в Астане.
- В каких направлениях агентство собирается развиваться дальше?
- “РИА Новости” сегодня представлено в 68 городах России и в 40 странах мира. И если раньше все наши корпункты и представительства взаимодействовали через московский офис, то сейчас началась децентрализация принятия управленческих решений во внутренней структуре, происходит передача ряда полномочий среднему звену, то же самое вскоре произойдет и в информационном поле. Более того, мы сейчас стоим на пороге существенного пересмотра инфраструктуры своей корсети. Мы понимаем, что традиционная сетка (один корреспондент - одна страна или несколько корреспондентов - одна страна, рассказывающие о происходящем в стране пребывания “акынским” способом - что вижу, о том пою) - это не очень эффективно работающий механизм.
Сегодня бессмысленно держать, как это делают традиционные российские агентства, где-нибудь в Лондоне или Париже большой офис, который занимается в основном мониторингом информации местных агентств. Или если раньше местный стрингер смотрел по прессе, что происходит в его стране, и передавал это в Россию, то сегодня это представляется смешным, это прошлый век. Время “выездного мониторинга” кончилось еще лет 10 назад. Остатки такой модели у нас есть еще и сейчас, хотя теперь наши представительства работают по-другому, а наш мониторинг иностранной прессы сидит в России. Мы собираемся полностью изменить эту структуру с учетом новейших технических средств и новых медийных концепций.
- Расскажите о том, как Вам удается создать приятную рабочую атмосферу в агентстве.
- Девяносто процентов времени мы живем на работе, а когда работа становится вторым домом, то хочется сделать рабочее место и лучше, и удобнее, и комфортнее. Попадая в “РИА Новости”, вы сразу чувствуете огромную энергетику и ощущаете постоянное движение мощных потоков творческой и просто человеческой энергии. Такого мощного “бурления”, как мне кажется, нет ни в одном другом месте. И становится понятным, что эта сильная энергия требует выхода, требует своей реализации во что-то доброе и вечное. Поэтому руководство агентства, со своей стороны, старается использовать новейшую технику и современные технологии не только для повышения качества производимого здесь информационного продукта, но и уровня комфортности работы своих сотрудников.
- Светлана Васильевна, насколько тяжело (интересно, ответственно) управлять “РИА Новости”?
- Очень ответственно, да и легким делом это вряд ли можно назвать. Но при этом интересно, безумно интересно!
Фото предоставлены пресс-службой “РИА Новости”.
Подготовила Анна Шелепова совместно с пресс-службой “РИА Новости”.
От российского информагентства “РИА Новости”
Любая ложь, любая попытка исказить факты или манипулировать ими в конечном итоге накрывают самого манипулятора. |