|
Алан Байтенов
Ажиотаж, что был создан импортерами подержанных автомобилей на границе, утих. По официальной информации ДТК по Алматы, всего два автомобиля остались нерастаможенными. И то исключительно по вине хозяев. Они не обратились в соответствующие органы с желанием произвести таможенную очистку приобретенного товара. В то же время, по неофициальной информации, около 400 тысяч автомобилей, что не дошли до конечного пункта, уже не попадут в Казахстан по льготным таможенным тарифам никогда.
Но не будем акцентировать на этом внимание. Как уже сообщало “НП”, на территорию Казахстана в течение действия льготного таможенного периода было ввезено примерно 100 тысяч автомобилей. (При этом в Алматы попало около 27 тысяч машин.) И сегодня они уже плавно влились в ту массу, что представляет собой вторичный автомобильный рынок. Импортеры подержанных авто поставили все на такую комбинацию: железный занавес, что опустился 1 июля, и, как следствие - неуклонный рост цен на подержанные автомобили. Но сыграет ли эта ставка? Как известно, Россия в ближайшее время планирует вступить в ВТО и существенно снизить импортные пошлины на автомобили - по предварительным данным, до 15 процентов. Казахстан, естественно, будет вынужден сделать подобное автоматически...
Видно, что сегодня цены на вторичном автомобильном рынке совершенно оторваны от реальности. Так, в среднем ценовом диапазоне (самом популярном), где представлены автомобили 2000-2006-х годов выпуска, сегодня наблюдается наиболее серьезный рост цен. Импортеры подержанных авто, а за ними и все остальные предлагают заплатить нам дополнительные 5 тысяч долларов за единицу. На вопрос, с какой стати, автодельцы отвечают просто - тенденция, дальше будет еще выше. При этом мало кто из них может ответить внятно, на каких именно принципах базируется нынешнее повышение цен. Конечно, есть такие истории, когда авто шли под занавес льготного периода и их хозяевам приходилось серьезно переплачивать на границах - в этот раз воспользовались ситуацией таможенные брокеры, взвинтив цены на свои услуги (кроме того, импортеры столкнулись также и с массой неофициальных платежей...). Однако стоит помнить, что на территории Казахстана было скоплено множество автомобилей, привезенных еще в относительно спокойный период, - в начале работы льготного периода, когда границы были пусты.
Припоминаете? когда в прошлом году только объявили о продлении льготного периода, листы предложения существенно оскудели? Тогда наиболее крупные импортеры автомобилей, не скрывая, сообщали - мы подождем более интересных времен, а пока припрячем самое лучшее. И тогда, даже несмотря на некоторый дефицит, цены на вторичном рынке остались практически неизменными. И вот с наступлением заветной даты все это выплеснулось на рынок и, совершенно противореча закону спроса и предложения, цены поползли вверх. Механизм был запущен.
Далее пошла цепная реакция - на общем фоне поднятия цен на свежепригнанные автомобили постепенно начали подниматься цены на уже хорошо хоженые по территории Казахстана автомобили. В этом (помимо личного желания хозяев продать дороже) нам также помогли россияне. Из соседнего государства в Казахстан потянулись косяки желающих обновиться или заработать на разнице. Как известно, согласно законодательным нормам ТС, все то, что было ввезено на территорию России, Казахстана и Белоруссии до 1 января 2010 года, можно было перемещать по территории ТС без таможенной очистки. Естественно, столь повышенное внимание к отечественному автосэконд-хенду постепенно взвинтило цены и на этом участке.
Учитывая все это, цены на автомобильном рынке существенно оторвались от реальности - желание преобладающего большинства, как и массовый психоз, сделали свое дело. И сейчас в низшем эшелоне мы наблюдаем поднятие цен в среднем на 2-2,5 тысячи долларов. В среднем - примерно на 5 тысяч в той же валюте. Высший же, где в основном торгуются автомобили, цена которых начинается с отметки в 50 тысяч долларов, мы приводить не будем. Причины ясны - в этом сегменте в первую очередь продается статус, который каждый ценит совершенно по-разному. Так вот, как отмечают эксперты, подобное повышение цен, вполне возможно, кратковременно - ведь на самом деле с наступлением 1 июля у основной массы покупательская способность не изменилась. И государство фактически добилось своего - повышение пошлин сделало приобретение подержанных автомобилей экономически нецелесообразным (главная задача - уберечь деньги наших граждан от вложения в ВВП, например, Японии, Евросоюза или США). Уже сегодня большинство вновь ввезенных авто сравнялись и по цене, и по качеству с некоторыми автомобилями, только что произведенными на территории Казахстана. Тем самым, для производителей и для официальных дилеров наступает долгожданный золотой период.
Хотя не исключено, что в ближайшем будущем цены на авто, произведенные в Казахстане, также сильно увеличатся. Но это, конечно, один из самых худших вариантов развития ситуации. По идее, сейчас именно тот, лучший момент для популяризации продукции отечественного автопрома. Конечно, первый этап поддержки прошел - были созданы всевозможные преференции для отечественных автопроизводителей, в результате которых снизилась конечная стоимость продукции. Однако сегодня стоит присмотреться к созданию программ кредитования автомобилей, созданных в Казахстане с участием государства. И это можно возвести в ранг государственно-важных проектов, направленных на поддержание отечественного производства.
И все-таки - за этим общим настроением все забыли об очень интересном моменте. В начале 2011 года было распространено сообщение, что уже в 2012 году Россия вступит в ВТО. И после этого существенно снизит таможенные ставки на импортируемые автомобили, примерно до 15 процентов. В частности, об этом еще раз напомнил директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Максим Медведков. Конечно, понижение будет проводиться поэтапно, однако 15 процентов дождаться вполне реально. Естественно, подобному примеру, в рамках законодательства ТС, вынужден будет последовать и Казахстан. Конечно, старых таможенных пошлин и цен нам уже ждать не стоит, однако существенного снижения ожидать можно. Напомним, что в рамках унифицированных пошлин ТС теперь мы платим за таможенную очистку 30 процентов от таможенной стоимости для авто “моложе” 3 лет и 35 процентов для авто возрастом от 3 до 5 лет. Поэтому 15 процентов выглядят достаточно привлекательно.
То, что ситуация изменится, подтвердил в свое время и Мурат Булгынов, будучи начальником Управления администрирования косвенных налогов в рамках Таможенного союза: “Если РФ войдет в ВТО и стоимость таможенной очистки там будет снижена, то, соответственно, это повлияет на конечную стоимость автомобиля в РФ. Следовательно, и у нас”.
В общем, всем заинтересованным стоит ожидать следующего периода снижения цен на вторичном рынке автомобилей. Однако в течение этого периода (пока есть время) государству стоит пойти тем же путем, что и перекупщики - воспользоваться ситуацией и предложить максимально выгодные условия для приобретения авто, произведенных на территории Казахстана. Скорее всего, более подходящего момента в будущем уже не представится. |