Ботагоз Омар
До конца года страну ждут новые реформы. С их помощью юридическое лицо можно будет оформить в считаные минуты, не выходя из дома
Власти страны ведут усиленную работу по преодолению стереотипа, что документ должен быть только на бумаге, только с печатью и выдаваться только в ЦОНе или госорганах. С каждым годом число услуг, предоставляемых в рамках электронного правительства, будет расти, число предоставляемых документов - сокращаться.
Только по линии АО “Национальные информационные технологии” (НИТ) для оказания 74 видов услуг требуется предъявить 164 документа. По итогам 2010 года казахстанцы предоставили 62 миллиона копий или оригиналов документов. В течение двух лет их станет на 32 миллиона меньше, так как в этом году НИТом планируется сократить 16 видов документов, а в следующем - 32 вида.
Например, как рассказал в ходе круглого стола, посвященного вопросам развития электронного правительства, заместитель председателя Комитета регистрационной службы Минюста Олжас Бектенов, за первое полугодие почти 600 пар женихов и невест подали заявление на регистрацию брака, не выходя из дома, используя электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Будущие молодожены смогут воспользоваться еще одной “композитной” услугой от правительства - так называемой “комплексной услугой рождения ребенка”. “Гражданин подает заявку на портале, и ему автоматически выдается свидетельство о рождении, пособие по рождению ребенка и его ставят в очередь в детский сад”, - рассказывает представитель Минюста о планах, которые предполагается реализовать до конца этого года.
Также до конца года планируется упростить систему регистрации прав на недвижимость. Если сегодня сделка о купле-продаже или дарении сначала регистрируется у нотариуса, а потом новоселы должны обратиться в ЦОН (после чего казахстанцы ждут еще 5 дней для получения свидетельства), то теперь система электронного нотариата (к которой подключены все нотариусы) будет объединена с государственной базой данных “Регистр недвижимости”. Оформленная сделка автоматически будет поступать в орган недвижимости, а право нового собственника будет зарегистрировано одним лишь нажатием кнопки.
Еще с ноября прошлого года водители ощутили на себе плюсы подключения к электронным услугам Комитета дорожной полиции. На конец июня с помощью Всемирной паутины были оплачены штрафы на сумму более 1,5 миллиона тенге. Для этой услуги, доступной во всех регионах Казахстана, есть два способа оплаты - посредством платежной карточки или с помощью личного счета ДБ АО “Сбербанк”.
А осенью Минюст намерен представить в парламент поправки, которые позволят упростить систему оформления юридических лиц. С их помощью для открытия коммерческих организаций достаточно будет лишь заполнить поля в заявлении, необходимые для ведения государственной базы данных юридических лиц. Параллельно планируется отменить регистрацию внутренних уставов частных компаний в органах юстиции.
Все это позволит не только сократить время регистрации документов и расходы граждан, но и улучшит рейтинг нашей страны на мировой арене. Например, по показателю “Легкости ведения бизнеса”. По словам чиновников, главное, что при этом повышается уровень безопасности. Ведь электронные документы подделать невозможно и легко проверить, введя уникальный код. Уже сегодня доступ нотариусов к государственной базе данных позволил предотвратить многие случаи мошенничества с недвижимостью.
Астана
Сегодня через портал электронного правительства можно зарегистрировать лишь юридическое лицо, являющееся субъектом малого предпринимательства и осуществляющее свою деятельность на основании типового устава.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица можно получить за один день, процедура подачи заявки посредством портала “электронного правительства” занимает считаные минуты. В процессе заполнения заявки выбирается недвижимость, адрес которой впоследствии служит юридическим адресом компании. Недвижимость проверяется автоматически в ГБД Регистр недвижимости. Таким образом, если недвижимость является частной собственностью руководителя или учредителя, необходимо для начала осуществить запрос на поиск данных по недвижимости. Далее в заявке указываются все будущие реквизиты юридического лица (наименование, вид деятельности, штат, уставный капитал и т.д.).
За получением свидетельства о регистрации заявитель должен прийти в регистрирующий орган. В настоящее время услуга оказывается в электронном виде всем лицам, за исключением иностранцев (нерезидентов), не имеющих вида на жительство, и несовершеннолетних детей. |